В рамках данной работы была поставлена цель исследования – определить, теоретически обосновать и выявить взаимосвязь общительности и конфликтности. Для достижения поставленной цели были реализованы все задачи исследования.
Проведенный нами теоретический анализ показал, что конфликтное поведение в подростковом и юношеском возрасте связано с их общением, а также их возрастными и психологическими особенностями. Поскольку подростки и юноши в большинстве своем не умеют конструктивно решать возникающие конфликты, проявляют конфликтные черты своей личности, актуализируется важность психологического сопровождения развития их личности.
В работе изучены понятия конфликтности и общительности. Отражено, что выявить конфликтогенную личность в обществе несложно. Главной их особенностью является то, что они пытаются навязать свое мнение собеседнику. Такие люди твердо убеждены, что они во всех отношениях идеальны, о наличии собственных недостатков даже не догадываются. Обычным людям сложно найти общий язык с такими собеседниками, поэтому они стремятся найти выход и достичь компромисса. Конфликтному человеку легче переносить состояние конфронтации, так как у него сниженный уровень чувствительности.
Общительность имеет важнейшее значение в психологическом развитии каждого человека. Через общение люди социализируются, учатся взаимодействовать с другими людьми, изучают правила жизни в обществе. Кроме того, общение помогает бороться с такими негативными чертами характера, как замкнутость. Общение помогает формировать сильную и самостоятельную личность. Всегда следует помнить о том, что человек – это не только биологическое, но и социальное создание. Таким образом, только общительный человек может считать себя цивилизованным. Общение играет важнейшую роль, как в жизни взрослого человека, так и в жизни ребенка.
В исследовании было использовано три методики для оценки уровни конфликтности:
1.Анкета для оценки конфликтности, чтобы определить уровень конфликта у студентов;
2. Опросника «Оценка метода реагирования на конфликтные ситуации» К. Н. Томаса, Н. В. Гришина;
3. Опросника по самоуправлению в общении. Эта анкета была разработана американским психологом М. Снайдером и используется для изучения того, насколько сильно человек может контролировать себя во время общения.
Результаты исследования показали, что у студентов 3-го курса больше уровень конфликтности, чем у студентов 2-го курса, большинство студентов 2-го курса менее склонны к конфликту, потому что уровень общительности с группой небольшой, и они еще не знают психологических характеристик друг друга. У студентов 3-го курса более высокий уровень конфликтности, потому что они лучше знают, кто есть, кто в группе, умеют вести себя в общении, ситуации обучения, адаптированы к группе, команде и могут вступать в здоровую конкуренцию со своими сверстниками в любой деятельности, отстаивая свои права в случае конфликта. Студенты 2-го курса более гибкие в конфликтных ситуациях. Большее количество студентов в процессе общения ориентируются в конфликтных ситуациях и стараются избегать противоречий. Общительность и коммуникативный уровень слабый у студентов второго курса и средний у большинства детей третьего курса.
Современными исследователями конфликт понимается как неотъемлемая часть любых социальных систем, источник их поступательного развития, воспроизводства и гармоничной жизнедеятельности. Конфликты помогают решать возникшие противоречия; укрепить социальные контакты; наладить сотрудничество социальных субъектов; повысить сплоченность групп; уменьшить напряженность в отношениях.
Социальные конфликты могут стать причиной того, что участники конфликта фокусируют все свое внимание друг на друге, их взаимодействие становится активным и может носить деструктивный характер, в процессе коммуникации возникает множество препятствий, иногда их отношения приобретают форму войны, возникает угроза самому существованию данных социальных субъектов. В связи с этим особенно важным в таких ситуациях является изучение основных стратегий поведения в конфликте. Важно отметить, что конфликт является неизбежным типом социального взаимодействия, а противоречия в целях и интересах социальных субъектов никогда не смогут быть устранены, поэтому важно сосредоточиться на целенаправленном управлении им.
В результате проведенного исследования выяснилось, что рассматриваемая проблема достаточно разработана. Признавая различие мнений отечественных и зарубежных ученых, в любом случае нужно отметить, что общение в конфликте признается одной из важнейших проблем человеческой деятельности во всех направлениях науки. Конфликтуя друг с другом, люди не только передают и воспринимают негативную информацию, но и иначе (в отрицательном контексте) воспринимают друг друга и определенным образом взаимодействуют.
Также в результате проведенного исследования цель и задачи работы достигнуты: раскрыта взаимосвязь общительности и конфликтности.