Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей развития этнической толерантности младших школьников…………………………………………....5
1.1. Анализ понятия «этническая толерантность» в научной литературе…………………………………………………………………………5
1.2. Характеристика особенностей развития этнической толерантности младших школьников……………………………………………………………..8
1.3. Способы развития этнической толерантности младших школьников………………………………………………………………………12
Выводы по главе 1………………………………………………………...16
Глава 2. Разработка и реализация проекта развития этнической толерантности детей младшего школьного возраста………………….………17
2.1. Примерная программа исследования……………………………….17
2.2. Реализация проекта………………………………………………..…21
Выводы по главе 2…………………………………………………….......27
Заключение………………………………………………………………..28
Библиографический список……………………………………………...29
Читать дальше
На современном этапе толерантность и признание культурных и этнических различий становятся необходимыми условиями для дальнейшего существования и развития личности в нашей многокультурной стране. Без знания своих культурных особенностей индивид не может уважать культурные различия других людей. Решение этой проблемы должно найти отражение в развитии и сохранении этнической толерантности у детей, начиная с начального уровня.
Целью данной работы было разработка и реализация проекта развития этнической толерантности младшего школьного возраста.
Для её решения проанализировано понятие «этническая толерантность», выявлены её основные компоненты, исследованы особенности развития этнической толерантности младших школьников, разработан программа развития этнической толерантности младших школьников.
Развитие этнической толерантности младших школьников в образовательном процессе школы возможно благодаря непрерывному комплексу психолого-педагогических мероприятий. В частности, необходимо проводить занятия с обучающимися, направленные на знакомство с народами, проживающими в стране, их культурой, обычаями и традициями и многое другое. Также необходимо увеличить объем знаний о феномене этнической толерантности; ввести комплексные меры по профилактике нетерпимости младших школьников, расширить представления учащихся о себе как субъекте межэтнического взаимодействия.
Таким образом вопрос о развитии этнической толерантности является актуальным в наше время. Цель данной работы достигнута, задачи реализованы.
Читать дальше
1. Айгумова, З.И. Этнокультурные особенности развития младшего школьника / З.И. Айгумова. – Москва: Начальная школа плюс до и после. – 2015. – № 2. – С. 44-47.
2. Алипханова, Ф.Н., Формы и направления воспитательной работы педагогического вуза в воспитании патриотизма студентов / Ф.Н. Алипханова, П.К. Магомедова. – Москва: Мир науки, культуры, образования. – 2015. - №1 (38). – С. 34-36.
3. Артемьева, В.А. Анализ понятия «этническая толерантность» в научной психолого-педагогической литературе / В.А. Артемьева, М.В. Данилова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 851-855.
4. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия толерантность / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – Москва: МГУ, 2001. – С. 8–18.
5. Болотина, Т.В. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие / Т.В. Болотина. – Москва: АПК и ПРО, 2002. – 315 с.
6. Волков, Ю.Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления / Ю.Г. Волков. – Москва: Социологические исследования. 2016. – №7. – С. 13-22.
7. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – Москва: Наука, 2001. - 654 с.
8. Дробижева, Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы современности / Л.М. Дробижева. – Москва: Век толерантности: Научно-публицистический вестник. 2015. - № 6. - С. 40-55.
9. Киекбаев, М.Д. Этническая толерантность как феномен современного общества / М.Д. Киекбаев – Уфа: «Хан», 2018. – 155 с.
10. Кожурина, Л.В. В лабиринтах толерантности: как нам обустроить взаимопонимание и терпимость / Л.В. Кожурина. – Москва: Первое сентября. - 2004. - № 3. - С. 2-4.
11. Коломийченко, Л.В. Концептуальные основания безопасной образовательной среды / Л.В. Коломийченко, А.А. Наумов // Педагогическое образование в России. – Москва. – 2013. – № 3. – С. 142 – 145.
12. Лебедева, Н.М Социально-психологические и индивидуально-личностные факторы этнической толерантности - интолерантности в межкультурном диалоге / Н.М. Лебедева / Межкультурный диалог: сб. статей / под ред. М.Ю. Мартыновой. – М.: изд-во РУДН, 2015. – С. 209-247.
13. Мурашов, А.А. Гримасы толерантности: когда терпимость нетерпима / А.А. Мурашов: Мир образования – образование в мире. – Москва. – 2003. - №3. – С. 189-194.
14. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников / М.И. Рожков – Ярославль, 2015. – 347 с.
15. Соклакова, Л.А. Толерантность как составляющая этнической идентичности подростков / Л.А. Соклакова: Наука и общество в современных условиях. – Москва, 2015. - №1. – С. 53-57.
16. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. - Москва: Психология, 1998. - 118 с.
17. Osgood, Ch. Studies on Generality of affective meaning system. – Amer. Psychol., 1962. - № 17. - Р.10-28.
18. Osgood, Ch., Suci G.J., Tannenbaum. The measurement of meaning. Urbana. - 1957. – 411 p.
19. Realo, A. Mechanisms of the national character stereotype: How people in six neighboring countries of Russia describe themselves and the typical Russian // European journal of personality. - 2019. – 23 p.
Читать дальше