Введение……………………………………………………………….3 1. Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами межкультурной коммуникации 1.1. Особенности социальной компетентности учащихся и процесса ее развития ………………………………………………………………………..8 1.2. Основные характеристики межкультурной коммуникации……….17 2. Пути и средства совершенствования процесса развития социальной компетентности учащихся 2.1. Характеристика межличностного общения…………………………24 2.2. Психолого-педагогические условия процесса развития межкультурной коммуникации…………………………………………………29 Заключение………………………………………………………………46 Список литературы………………………………………………………49

Психолого-педагогические условия развития межкультурной компетенции учащихся в процессе межличностного общения

дипломная работа
Психология
51 страниц
83% уникальность
2021 год
33 просмотров
.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………….3 1. Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами межкультурной коммуникации 1.1. Особенности социальной компетентности учащихся и процесса ее развития ………………………………………………………………………..8 1.2. Основные характеристики межкультурной коммуникации……….17 2. Пути и средства совершенствования процесса развития социальной компетентности учащихся 2.1. Характеристика межличностного общения…………………………24 2.2. Психолого-педагогические условия процесса развития межкультурной коммуникации…………………………………………………29 Заключение………………………………………………………………46 Список литературы………………………………………………………49
Читать дальше
Актуальность исследования. Традиционно целью школьного образования является приобретение выпускниками школ знаний, навыков и умений. В настоящее время такой подход к образованию оказывается недостаточным. Учитывая нынешнюю экономическую и политическую ситуацию в стране, к молодому поколению предъявляются различные требования. Сегодня общество нуждается не только в умных и целеустремленных выпускниках, но и в людях, готовых заниматься дальнейшей жизненной деятельностью, способных практически решать поставленные перед ними профессиональные задачи, способных быстро справляться с меняющимися жизненными ситуациями. Следовательно, одной из основных задач современной школы является подготовка успешного человека, способного выстраивать стратегию взаимодействия с другими людьми, выбирать правильные социальные ориентиры и организовывать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Социальная компетенция неотделима от профессиональной, а интеграция этих компонентов характеризует современный тип личности и является основой человеческих ресурсов. Это отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартах. В этих и других нормативных документах подчеркивается, что проблема развития социальной компетентности у детей является важной социально-психолого-педагогической проблемой, решение которой касается актуальных вопросов общества и образования.


Если вам нужно заказать практику в москве , заходите на сайт Work5.


. В условиях социально-экономических изменений задача образования заключается не только в том, чтобы дать учащимся определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и обеспечить их способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы. В научной литературе представлены различные интерпретации термина социальная компетентность. Анализ источников показывает, что рассмотрение проблемы социальной компетентности часто носит декларативный характер. Прежде всего, сформулированы общие требования к личной социальной компетентности, подчеркнута ее важность и значимость в условиях современного общества, рассмотрено выражение социальной компетентности в определенных областях социального взаимодействия. Рассматриваются различные аспекты социальной компетентности, вопросы ее структуры, путей и средствами межкультурной коммуникации. Разработаны различные методы диагностики социальной компетентности, но традиция определения социальной компетентности как совокупности усвоенных знаний, умений, паттернов, стереотипов, моделей поведения сохраняется. Ряд исследователей отмечают, что одним из определяющих факторов формирования социальной компетентности является среда развития, средства межкультурной коммуникации Под средой развития они понимают систему условий, обеспечивающих социально адаптивное поведение учащихся, взаимодействие с окружающими людьми, поддержание и укрепление здоровья, личностное развитие школьного ребенка. Обобщая имеющиеся подходы к характеристике социальной компетентности, можно сказать, что это явление подразумевает наличие как минимум двух факторов: - наличие в учебном заведении благоприятной для развития среды, обеспечивающей процесс формирования социальной компетентности учащихся средствами межкультурной коммуникации; - разработка и применение в образовательном процессе методов, направленных на формирование социальной компетентности. Концепция социальной компетентности аналогична концепции профессиональной компетентности, ее интеграция характеризует современный тип личности, который является сущностью человеческого ресурса современного производства. Как и любая научная концепция, социальная компетентность имеет свою собственную структуру и значение в различных аспектах. Сложность решения этой важной проблемы связана с реальным противоречием между потребностью общества в социально компетентных и развивающих людях, обладающими межкультурной компетенцией и ограниченными научно обоснованными педагогическими условиями и образовательными моделями, направленными на формирование у молодежи социальной компетентности. Это противоречие определило проблему исследования: психолого- педагогические условия развития межкультурной компетентности учащихся в процессе межличностного общения. Целью исследования является определение психолого- педагогических условий развития межкультурной компетентности в общеобразовательных учреждениях. Объектом исследования является межкультурная компетентность учащихся . Предметом исследования является уровень межкультурной компетентности учащихся в общеобразовательном пространстве образовательного учреждения. Задачи исследования: 1. Изучить литературу по проблеме межкультурной, социальной компетентности, определить сущность понятия, выявить основные компоненты структуры социальной компетентности; 2. Дать характеристику межличностного общения 3 Исследовать психолого-педагогические условия процесса развития межкультурной компетентности. Методы исследования: Теоретические методы - анализ научно-методической и педагогической литературы, нормативных документов по исследуемой проблематике для ознакомления и использования в теоретическом обосновании работы. Научная новизна исследования: - определены основные характеристики социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения; - определены условия, обеспечивающие эффективное формирование компетентности подростков в общеобразовательном учреждении: Теоретическая значимость исследования заключается в том: - теоретически обосновав и осмысленно раскрыв понятие компетентности, аргументирована важность ее формирования в условиях общеобразовательного учреждения; - теоретически обоснованы структурная и содержательная составляющие компетенции, включающие общие культурные, ценностные, познавательные, коммуникативные и личностные компетенции; - определены направления развития у подростков указанных компетенций: 1) обучение знаниям и обязанностям; 2) развитие навыков эффективного решения проблемных ситуаций; 3) обучение навыкам конструктивного взаимодействия; 4) обучение навыкам командной работы; Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы.  

Читать дальше
Подводя итоги проведенного исследования, можно отметить следующее: Проведенный анализ подходов к проблеме социальной компетентности показал, что это сложное социальное явление. Социальная компетентность - интегральное (единое, целое, состоящее из частей) качество личности, включающее в себя необходимые знания, опыт, способности, сформированные в процессе социализации и позволяющие человеку адаптироваться в социальной среде, успешно взаимодействовать с людьми, выполнять различные социальные роли. В эпоху интеграции культур социально значимым для школьника является формирование межкультурных умений, вносящие огромный вклад в культурное развитие ребенка, а также преодоление конфликтов в межкультурном общении. Несмотря на то, что современная политика образования России направлена на становление межкультурной личности, подрастающее поколение не готово к диалогу, с другой культурой. Актуальность обуславливается тем, что сформировать межкультурные умения нужно именно в школьном возрасте, они более восприимчивы к чужой культуре. По сравнению с взрослыми они внутренне предрасположены к межкультурной коммуникации и могут выступать посредниками в разрушении культурных барьеров. Процесс формирования межкультурных умений школьников должен проходить в рамках межкультурного образования. Межкультурное образование - это не только становление толерантного, уважительного отношения к иным культурам, это - важное обстоятельство собственного интеллектуального, эмоционального, духовного развития человека. Межкультурные умения− это умения осознавать свою собственную культуру, овладевать знаниями об особенностях культуры различных народов, а также умение корректно общаться и сотрудничать с людьми иных культур на основе толерантности, вежливости и взаимопонимания. Структура межкультурных умений детей школьного возраста выделяет три группы умений: 1. культурологических (умение выражать патриотические чувства, умение представлять и осознавать важность многообразия культур и их взаимосвязь, умение понимать своих сверстников другой национальности и уважать их культуру); 2. лингвистических (умение поддержать диалог на иностранном языке, умение соотнести явления другой культуры с схожими явлениями своей культуры); 3. коммуникативных (умение проявлять инициативу в общении и правильно подбирать языковые средства, умение корректно высказываться по обсуждаемой теме). Основными формами формирования межкультурных умений как интегративного качества развития личности являются предметы гуманитарного цикла. Кроме этого большую роль в решении данного вопроса играет внеурочная деятельность, которая позволяет уделить дополнительное внимание личностным качествам каждого ребенка. Формирование межкультурных умений может быть обеспечено лишь целостным образовательным процессом, который включает в себя процессы обучения, воспитания и развития личности. Условиями формирования межкультурных умений школьников являются: 1. ориентация школьников на толерантное общение. Толерантность представляет собой готовность обучающегося к понимаю, уважению и сотрудничеству с партнерами, принадлежащим к другим культурам и отличающимися внешностью, языком, убеждениями, обычаями и верованиями. Необходимость ориентации школьника на толерантное общение обусловлено тем, что толерантность является социальной нормой современного общества, политическим и правовым требованием к членам общества, значимы показателем общей культуры любого человека; 2. применение межкультурного подхода в языковом образовательном процессе. Межкультурный подход позволяет обучающимся знакомиться с культурой других народов, взаимодействовать с представителями других культур, решать коммуникативные ситуации. Применение межкультурного подхода в языковом образовании является большим шагом к устранению противоречий между системами и формами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой; 3. актуализация межкультурных языковых задач. Актуализация межкультурных языковых задач обуславливается повышением уровня формирования межкультурных умений школьников на уроках русского языка, это один из эффективных способов достижения предметных, метапредметных и личностных результатов. Решение языковых задач позволяет ребенку овладеть учебной самостоятельностью, сформировать диалогическую позицию. Формирование межкультурных умений школьников показала значимость идеи взаимодействия языка и культуры, в том числе и культуры поведения ребенка. Не вызывает сомнений, что общение выступает важным фактором воспитания и развития школьника. Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.  
Читать дальше
1. Авдеев В.М./ Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей / В.М. Авдеев // Социально- гуманитарные знания. 2016. №6.-с.21 2. Афанасьев В. Ф./ Социология девиантного поведения / В. Ф. Афанасьев. С.-Петербургский филиал института социологии РАН, 2017.-342с. 3. Базаров Т.Ю., Ерофеев, А.К., Шмелев, А.Г. /Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания/ Т.Ю.Базаров, А.К.Ерофеев, А.Г.Шмелев// «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», № 1, 2015 . – С.99. 4. Байденко В.И., Оскарссон, Б./ Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса// Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Науч.- метод. сборник. -М., 2016.-С.31-32 5. Басова В. М./ Формирование социальной компетентности сельских школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Кострома, 2015. - 39 с. 6. Бермус, А. Г./ Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос» - 2005.Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения 2.01.2021) 7. Бермус А.Г./ Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса / А.Г. Бермус // Педагогика. 2017. №10.-С10. 8. Беспалова Г. М./ Диагностика компетентностей учащихся / Г. М. Беспалова // Справочник классного руководителя. 2019. - № 1.-.12-14 9. Битинас Б. П./ Концепция социального воспитания учащихся Текст. / Б. П. Битинас, В. Г. Бочарова, С. А. Беличева, JI. И. Боровиков и др. М., 2018.-356с. 10. Богачева Г. Г./ Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентностиучащихся / Г. Г. Богачева //— Чита: Издательство Молодой ученый, 2018.-231с. 11. Бочарова, В.Г./ Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. Аргус, 2017.-208 с. 12. Выготский, Л. С./ Педагогическая психология / JI.C. Выготский. - М., 2018.-351с. 13. Габелая И.В./ Показатели социальной компетентности у подростков//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Выпуск № 3 / том 6 / 2015.- 251 с. 14. Зимняя И.А. / Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 5.-С. 23-24 15. Хуторской А.В./ Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов". - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.(дата обращения 4.01.20210)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Подзаконный акт как источник гражданского права
Количество страниц:
30
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Стратегии рыночного поведения рационально действующего потребителя.
Количество страниц:
58
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Микроэкономика
курсовая работа
Самоменеджмент в деятельности современного педагога
Количество страниц:
35
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image