Введение 3 Глава 1. Теоретические основы логопедической работы по формированию лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью 5 1.1. Формирование лексической стороны речи в онтогенезе 5 1.2. Особенности лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью 9 Глава 2. Экспериментальная логопедическая работа по формированию лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью 15 2.1 Методика выявления исходного уровня сформированности лексической стороны речи у детей с нарушением интеллекта 15 2.2 Основные направления логопедической работы по формированию лексической стороны речи у детей с нарушением интеллекта 23 Заключение 26 Список литературы 28

особенности логопедической работы по формированию лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью

курсовая работа
Педагогика
29 страниц
69% уникальность
2020 год
35 просмотров
Проскурова Л.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы логопедической работы по формированию лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью 5 1.1. Формирование лексической стороны речи в онтогенезе 5 1.2. Особенности лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью 9 Глава 2. Экспериментальная логопедическая работа по формированию лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью 15 2.1 Методика выявления исходного уровня сформированности лексической стороны речи у детей с нарушением интеллекта 15 2.2 Основные направления логопедической работы по формированию лексической стороны речи у детей с нарушением интеллекта 23 Заключение 26 Список литературы 28
Читать дальше
Актуальность. Развитие лексического строя речи ребенка является важнейшим условием его социализации, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, а также самоорганизации поведения, формировании речевых связей. Неразвитость лексической стороны речи детей с нарушением речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями по программе образовательного учреждения. Своевременная коррекционно-логопедическая работа по развитию лексического строя речи способствует полноценному формированию личности ребенка с умственной отсталостью. Этим обусловливается актуальность настоящего исследования. Процесс развития лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью осложняется недоразвитием познавательной деятельности. Вследствие чего возникает необходимость специальной логопедической работы с данной категорией детей. На логопедических занятиях организуется специальное обучение. При этом обучение выступает как средство познания окружающего мира, предметов, явлений, событий и, следовательно, протекает более успешно тогда, когда основывается на непосредственном наблюдении и изучении этих предметов, явлений и событий.


Начался курсовой проект? цена наших услуг вам понравится.


. Система работы должна обязательно включать упражнения на развитие лексической стороны речи. Реализация данного направления осуществляется на логопедических занятиях, на занятиях по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, на занятиях по обучению грамоте, на музыкальных занятиях, на занятиях с воспитателем и другими специалистами специального образовательного учреждения Исследователи (Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, Е. Ф. Соботович и др.) подчеркивают, что недоразвитие познавательной деятельности у умственно отсталых детей приводит к нарушениям лексической стороны речи, трудностям усвоения семантической стороны языка. Поэтому у детей наблюдается позднее формирование лексики, скудный запас слов, они с трудом овладевают сложными по семантике словами (абстрактными, обобщенными). Объект исследования: формирование лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью. Предмет исследования: особенности логопедической работы по формированию лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью. Цель исследования: изучить особенности логопедической работы по формированию лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью. Задачи исследования: – рассмотреть формирование лексической стороны речи в онтогенезе; – обосновать особенности лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью; – провести экспериментальную логопедическую работу по формированию лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью. Методы исследования:  теоретические: изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;  экспериментальные: опрос; педагогический эксперимент;  методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Поражение нервных клеток головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период родов или в первые три года жизни. Многие дети с нарушением интеллекта практически здоровы. лексикой называется вся совокупность слов языка, его словарный состав. Лексический строй речи – это совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексический строй речи является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. Развитие лексики начинает происходить с самых первых дней жизни ребенка. В 1,5-2 месяца у ребенка начинает появляться гуление, далее примерно в 6 месяцев начинает появляться лепет. Затем происходит переход от дознакового общения к знаковому: у ребенка появляется словесная речь. Гвоздев указывает, что в 1,5-2 года у детей имеется около 100 имён существительных, не более 25 имён прилагательных и около 50 глаголов. С возрастом лексический состав увеличивается, и к 4-м годам в лексиконе ребёнка насчитываются 50,3% имён существительных, 27,5% глаголов, 11,7% имён прилагательных, 5,9% наречий, 1,8% числительных, 1,3% союзов и по 0,8% предлогов, частиц и междометий. Лексическое развитие рассматривается как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи. Развитие лексики в целом занимает особое место в формировании речи детей с умственной отсталостью. Процесс формирования лексики положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, представляются большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Нарушения лексического строя речи у детей с умственной отсталостью проявляются в том, что словарный запас на данном уровне достаточно сильно ограничен и значительно отстает от возрастной нормы. Для определения уровня сформированности лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью было организованно экспериментальное исследование. При проведении констатирующего этапа исследования были выявлены некоторые особенности в усвоении лексической стороны речи. Результаты констатирующего этапа исследования определили содержание формирующего этапа исследования. Коррекцию лексической стороны речи проводят по следующим направлениям: расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности; уточнение значений слов; организация семантических полей, лексической системы; активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевод слова из пассивного в активный словарь. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. 400 с 2. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений /Л.С. Выготский. В 6 т. Т.2. – М.: Просвещение, 2012. 210 с. 3. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования / О. Е. Грибова. – Москва : ВЛАДОС, 2015. 259 с. 4. Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя речи / А.Н. Гвоздев. – М., 2011. 171 с. 5. Елисеева М.Б. О лексическом развитии ребенка раннего возраста / М.Б. Елисеева М.: Просвещение, 2016. 138 с. 6. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Эксмо, 2016. 288 с. 7. Забранная С. Д. Психолого–педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 2013. 129 с. 8. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка / Л.В. Занков – М.: Академия, 2009. 115 с. 9. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. – М.: Просвещение, 2013. 159 с. 10. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. – М., 2013. 245 с. 11. Люблинская А. А. Овладение словарным составом языка и усвоение понятий / А. А. Люблинская. – Москва, 2015. 412 с. 12. Мелехова Л.В. Некоторые формы логопедической работы с безречевыми детьми ясельного и дошкольного возраста, перенесшими заболевание ЦНС / Л.В.Мелехова. М.: Просвещение, 2016. 150 с. 13. Орфинская В. К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи. / В.К. Орфинская – М.: Наука, 2016 138 с. 14. Певзнер М. С. Дети – олигофрены / М. С. Певзнер. – М.: Просвещение, 2013. 270 с. 15. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М., 2015. 245 с. 16. Сикорский И.А. О развитии речи у детей / И.А. Сикорский. – М., 2015. 225 с. 17. Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей. / Е. Ф. Соботович – Киев, 2015. 130 с. 18. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук / И. Светлова. – Москва : «Эксмо», 2015. 166 с 19. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. М.: Гном - Пресс, 2015. 127 с. 20. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев – Электрон. текстовые данные. – М.: Владос, 2013. 293 c. 21. Шаховская С.Н. Логопедия. Методическое наследие / С.Н. Шаховская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. 190 с. 22. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. – М., 2012. 310 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Обвинительная речь прокурора : структура, особенности и значение.
Количество страниц:
27
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Прокурорский надзор
курсовая работа
Формирование классного коллектива в современной начальной школе
Количество страниц:
35
Оригинальность:
58%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Юридическая ответсвенность:понятие,признаки,основания и виды.
Количество страниц:
20
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Юриспруденция
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image