Введение……………………………………………………………...……….....…...3
Глава 1. Теоретические аспекты осуществления государственных и муниципальных закупок. Общие положения о контрактах и реестрах контрактов ………………………………………………………………………….5
1.1 Ретроспективный анализ становления и развития института государственных и муниципальных закупок в России……………………………5
1.2 Государственные и муниципальные закупки: экономический и юридический аспекты заключения контрактов…………………………………............................8
1.3 Электронный формат как форма заключения контрактов…………………………………………………………………………..13
Глава 2. Пути совершенствования системы государственных и муниципальных закупок ………………………………………………………...17
2.1 Современные проблемы в системе заключения государственных и муниципальных контрактов…………………………………………………….....17
2.2 Разработка предложений по совершенствованию системы заключения государственных и муниципальных контрактов ……………..............................21
Заключение……………..…...….………………......................................................23
Список использованной литературы…………..…….…...……………………….26
Читать дальше
Управление закупочными системами представляет собой достаточно сложный процесс, обусловленный совокупностью методов и практик, позволяющих эффективно удовлетворять потребности заказчика в работах, товарах, услугах. Использование успешных зарубежных практик управления государственным и муниципальным заказом с учетом отечественных реалий позволит вывести российскую контрактную системы на новый более эффективный уровень функционирования.
Обобщая и анализируя достижения отечественной и зарубежной научной доктрины, можно сделать вывод о том, что в основе современных классификаций моделей управления закупками заложены юридические, экономические и организационно-стратегические аспекты.
В целом, в мировой практике сложилось представление о трех моделях управления государственными закупками. Первая модель - централизованного управления. К отличительным чертам данной системы можно отнести: создание государственного органа, обеспечивающего централизованную организацию закупочной деятельности; унификация законодательства; стандартизация товаров, работ и услуг; библиотека типовых контрактов.
К достоинствам модели относятся:
1)сокращение бюджетных издержек за счет приобретения стандартизированных товаров;
2) отсутствие дублирования управленческих, административных, стратегических и операционных функций
3) квалифицированный и профессиональный кадровый состав государственных служащих, обеспечивающих работу государственного органа по централизованному управления контрактной системой государства.
К недостаткам данной модели относит риск появления коррупции в особо крупных размерах, риск бюрократизации и замедления процессов обеспечения функционирования контрактной системы; закупка товаров работ и услуг, отдаленных от реальных потребностей конечных получателей.
Вторая - децентрализованная модель управления контрактной системой. Для этой модели характерны следующие признаки: делегирование закупочных функций различным бюджетным организациям и органам, отсутствие единого центра управления (контроль осуществляют местные органы управления). Сложность модели заключается в проблемах качественной подготовки достаточно объемного штата профессиональных кадров в сфере прокьюремента, которые влекут за собой рост количества нарушений, разрозненная система нормативно-правовой регламентации контрактной системы; отсутствие единой методики оценки эффективности закупочной деятельности; децентрализации информации влечет за собой отсутствие прозрачности контрактной системы; отсутствие унифицированной типовой документации влечет за собой коррупционные риски и дезорганизацию субъектов закупочной деятельности.
К достоинствам модели можно отнести снижение уровня бюрократизации контрактной системы за счет снижения объемов сбора и обработки информации; гибкость к потребностям конечного потребителя закупок; сокращение времени закупочной деятельности; минимизация коррупционных рисков за счет небольших объемов закупок; местные закупочные отделения имеют преимущества в реагировании при чрезвычайных ситуациях и непредвиденных обстоятельствах.
Третья модель контрактной системы - смешанная. Она представляет собой симбиоз централизованной и децентрализованной модели посредством объединения ряда признаков. В данной модели закупки могут быть разделены по уровням, в зависимости от которых будет действовать централизованная или децентрализованная система управления. Например, в сфере необходимости осуществления закупок для обеспечения стратегических и политических функций чаще всего используется централизованная система.
Рассматривая вопрос об электронном формате заключения контрактов в системе государственных и муниципальных закупок, следует указать, что один из наиболее распространенных способов заключения контрактов на современном этапе.
При выявлении проблем, связанных с заключением контрактов в рамках осуществления государственных и муниципальных закупок, необходимо указать, что существующие проблемы определяются несовершенством современного законодательства, нормы которого регулируют отношения по реализации государственных и муниципальных закупок.
Кроме того, проблемы связываются с самим соблюдением порядка заключения контрактов, их исполнения и применение мер ответственности к субъектам, нарушившим условия заключения или исполнения контракта.
Следовательно, в настоящий момент одним из основных направлений совершенствования общественных отношений, связанных с заключением и исполнением контрактов в сфере государственных и муниципальных закупок, является реформирование законодательства в указанной сфере, а также развитие новых способов заключения контрактов.
Читать дальше
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СПС КонсультантПлюс
2. Федеральный закон от 28.05.1992 N 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд (утратил силу)» // СПС КонсультантПлюс
3. Федеральный закон от 13.12.1994 N 60 «О поставках продукции для федеральных государственных нужд (ред. от 13.07.2015)» // СПС КонсультантПлюс
4. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 № 94 (утратил силу) // СПС КонсультантПлюс
5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. В силу с 31.07.2020)) // СПС КонсультантПлюс
6. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (Редакция от 31.07.2020) // СПС КонсультантПлюс
7. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Редакция от 22.12.2020) // СПС КонсультантПлюс
8. Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" // СПС КонсультантПлюс
9. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" // СПС КонсультантПлюс
10. Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (ред. от 19.09.2017) "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов") // СПС КонсультантПлюс
11. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2018 г. N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом" // СПС КонсультантПлюс
12. Постановление Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 443 «Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» (ред. от 08.05.2020) // СПС КонсультантПлюс
13. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.10.2019 по делу № А19-2680/2019 // СПС КонсультантПлюс
14. Решение ФАС от 07.04.2020 № 056 // СПС КонсультантПлюс
15. Решение ФАС России от 11 декабря 2017 г. № 223ФЗ-1009/17 // СПС КонсультантПлюс
16. Байсаева М.У., Ахмедов С.А., Дагаева Х.Б., Газгериев Ш.Ш. Государственные и муниципальные закупки // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2019. №4-1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-i-munitsipalnye-zakupki (дата обращения: 02.01.2021).
17. Каранатова Л. Г., Кулев А. Ю. Инновационное развитие контрактной системы: переход к умным закупкам // Управленческое консультирование. 2020. №2 (134). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-razvitie-kontraktnoy-sistemy-perehod-k-umnym-zakupkam (дата обращения: 02.01.2021).
Читать дальше