ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ 6 1.1. Понятие жизнестойкости и нервно-психической устойчивости 6 1.2. ОВЗ как фактор дестабилизации жизнестойкости в подростковом возрасте 15 1.3. Формирование нервно-психической устойчивости как основополагающего фактора для адаптации подростков с ОВЗ в социуме 40 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 47 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 48 2.1. Теоретическое обоснование и организация исследования 48 2.2. Описание контингента испытуемых 49 2.3. Методическое обеспечение исследования 49 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 51 ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 53 3.1. Интерпретация диагностического материала 53 3.2. Корреляционный и статистический анализ данных 67 ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 71 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74 ПРИЛОЖЕНИЯ 81

Жизнестойкость и нервно-психическая устойчивость подростков с ОВЗ

дипломная работа
Психология
80 страниц
76% уникальность
2021 год
30 просмотров
Плеханов Г.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ 6 1.1. Понятие жизнестойкости и нервно-психической устойчивости 6 1.2. ОВЗ как фактор дестабилизации жизнестойкости в подростковом возрасте 15 1.3. Формирование нервно-психической устойчивости как основополагающего фактора для адаптации подростков с ОВЗ в социуме 40 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 47 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 48 2.1. Теоретическое обоснование и организация исследования 48 2.2. Описание контингента испытуемых 49 2.3. Методическое обеспечение исследования 49 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 51 ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 53 3.1. Интерпретация диагностического материала 53 3.2. Корреляционный и статистический анализ данных 67 ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 71 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74 ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Читать дальше
Актуальность. Ограниченные возможности здоровья в общественном сознании всё ещё отождествляются с инвалидностью. Таким образом, специально созданная категория, призванная для облегчения восприятия обществом и самого носителя ОВЗ на данный момент не справляется со своей функцией. Проблемы со здоровьем любой тяжести почти всегда воспринимаются человеком как нечто, мешающее ему воспринимать себя как «нормального», способного достигать больших успехов в учёбе, работе, социальных взаимоотношениях. Особенно остро данная проблема стоит в подростковом возрасте. Подростковый возраст часто называют трудным.


Любая контрольная на заказ в Перми доступна с помощью нашего сервиса.


. Это мнение не безосновательно, так как в этот период каждый человек переживает кризис. Это кризис проявляется, как на физиологическом уровне – сильнейший гормональный сбой, так и на психологическом – появляются новые ценности и приоритеты, расширяется потребностная сфера, усиливается рост самосознания, рефлексии и самопознания. Несложно представить, как тяжело подростку может быть справляться с кризисом, который ещё и осложнён переживаниями, связанными с ограниченными возможностями собственного здоровья. Совокупный эффект от множества переживаний, особенно ярких, бурных, даже в некоторой степени чуждых самому подростку может сказываться на общем самочувствии и самоощущении личности. В свою очередь это может оказывать воздействие на жизнестойкость подростков, его нервно-психическую устойчивость. Неумение конструктивно реагировать и относиться к особенностям своего здоровья может в значительной сказываться на общей удовлетворённости жизнью, а это может повлечь негативные последствия. Проблема состоит в том, что, несмотря на хорошо детализированное изучение психологических особенностей подростков, их восприятия обществом в негативном контексте остаётся открытым. Особенно это касается тех подростков, которые имеют фактор, вызывающий усложнение их восприятия – ограниченные возможности здоровья. Немаловажным является аспект стигматизации и самостигматизации. Это и многое другое отражает особенности нервно-психической устойчивости и жизнестойкости подростков. Два этих показателя во многом оказывают влияние на качество жизни личности. В настоящей работе за основу взяты работы таких авторов как Л.А. Александрова, С.В. Книжникова, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова, рассматривающие феномен жизнестойкости; Н.Г. Шотт, изучающий проблему нервно-психической устойчивости личности; С.П. Амиридзе, О.А. Степанова, С.Ю. Дёмина, Г.В. Макоедова, Д.А. Желтова, изучающие проблемы развития и особенности адаптации детей и подростков. Объект исследования - жизнестойкость личности, а также нервно-психическая устойчивость личности. Предмет – жизнестойкость и нервно-психическая устойчивость подростков с ОВЗ. Цель – изучить жизнестойкость и нервно-психическую устойчивость подростков с ОВЗ. Задачи: 1) рассмотреть понятие жизнестойкости и нервно-психической устойчивости; 2) изучить ОВЗ как фактор дестабилизации жизнестойкости в подростковом возрасте; 3) проанализировать формирование нервно-психической устойчивости как основополагающего фактора для адаптации подростков с ОВЗ в социуме; 4) провести исследование жизнестойкости и нервно-психической устойчивость подростков с ОВЗ. Гипотезой исследования выступает предположение о том, что у подростков с ОВЗ жизнесткойкость и уровень нервно-психического напряжения будут отличаться от жизнестойкости и нервно-психического напряжения здоровых детей. Методами исследования выступили: теоретический – библиографический – анализ источников литературы; психодиагностические – Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, методика изучения личностной идентичности (Л.Б. Шнейдер). Позволяет изучить особенности идентичности личности, тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева, методика определения нервно-психической устойчивости, риска, дезадаптации в стрессе «Прогноз», тест «Личностная и ситуационная тревожность» Спилбергера-Ханина, опросник «Стиль саморегуляции поведения», методика «Q-сортировка», многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.; статистические – U критерий Манна-Уитни с учетом изменчивости признака (СКО) и χ2 Пирсона. Исследование проводилось на базе _____________________________ в период с ________ по ________ 2020 года. В исследовании приняли участие 38 подростков – 18 с ОВЗ и 20 здоровых. Возраст испытуемых от 13 до 15 лет. Пол – 13 девочек и 15 мальчиков. Экспериментальная группа имеет ОВЗ в по нарушениям слуха и нарушениям зрения, контрольная группа – здоровые подростки. Работа состоит из введения, трёх глав – теоретической, организационной и практической, заключения, списка литературы и приложения.  

Читать дальше
Подростковый возраст уже давно является объектом исследования в науке. Это кризисный период жизни человека, который с трудом даётся и ему самому и окружающим его людям. В этом возрасте происходит множество изменений, которые касаются и физического тела человека и его психической сферы. Все эти изменения подростку приходится наблюдать и как-то оценивать. Эта оценка нередко бывает крайне критичной в силу особенностей подросткового возраста. Ведущим типом деятельности в этом возрасте является интимно-личностное общение. Подросток начинает в большей мере ориентироваться на группу своих сверстников, от чего влияние родителей на него заметно снижается. Таким образом, происходит своего рода сепарация, эмансипация из-под родительского влияния. Очевидно, что с появлением в процессе развития такого количества новых для подростка переживаний повлечёт за собой кризис, который к тому же осложняется нестабильным гормональным фоном, делая почти все переживания более глубокими, а иногда и более тягостными. подросткового возраста порождает новую потребность – более тесное общение с группой сверстников. Эта потребность формирует ведущий тип деятельности в том возрасте – интимно-личностное общение. Для того, чтобы лучше проникнуть в мир сверстников, подростку необходимо в некоторой мере отделиться от родителей и других близких взрослых. Такая сепарация нередко бывает болезненной для обеих сторон. Однако она необходима для формирования автономности подростка. Конечно он ещё «вернётся» к своим родителям, но уже в юношестве, кода человек начинает лучше понимать своих родителей, легче может поставить себя на их место. Те конфликты, которые нередко сопровождают подростковый кризис, станут значительно реже. Те глубокие и скрытые ранее смыслы окружающих вещей и отношений вдруг стали доступными в подростковом возрасте. Пубертат – это то период, когда в одной плоскости граничат такие абстрактные понятия, как романтика и смерть, вражда и дружба, одиночество и стремление к другим. Именно такая доступность нередко толкает подростков на крайности. Одним из примеров может быть вступление в какую-нибудь субкультуру, пропагандирующую идеологию, в которой ярко выражен какой-либо аспект при одновременном отвлечении от всего остального. Все эти изменения создают основу для чрезмерно критичного восприятия сложностей, одной из которых могут являться ограниченные возможности здоровья. Подросток может сильно переживать, драматизировать, комплексовать и т.д. и всё это не является конструктивным способом решения трудностей. Особенно это касается трудностей внутриличностных, субъективно переживаемых. Как известно, внутреннее проявляет себя во внешнем, а значит, и все внутренние переживания подростка с ОВЗ будут иметь место во внешнем плане. В обобщённом виде это проявляется в снижении неврно-психической устойчивости и жизнестойкости. В настоящей работе было выяснено, что подростки с ОВЗ имеют более низкие показатели нервно-психической устойчивости и жизнестойкости, чем здоровые подростки. Также было выявлено, что обеих групп исследуемых имеется взаимосвязь между уровнем адаптивности и уровнем жизнестойкости. В целом подростки с ОВЗ отличаются большей личностной и ситуационной тревожностью, меньшей направленностью на принятие социальной поддержки, более низкой адаптивностью, нервно-психической устойчивостью и менее положительной личностной идентичностью.
Читать дальше
1. Агулина С.В. Технология разработки программ по подготовке родителей детей ОВЗ к тьюторскому сопровождению ребёнка / С.В. Агулина, И.В. Бурцева // Мир науки, культуры, образования. – 2017. № 1 (62). – С. 101-102. 2. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Ясницкого. 2004. – С. 82-90. 3. Амиридзе С.П., Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях СПО: медицинские аспекты // Научные исследования в образовании. – 2011. – № 9. – С.9-15. 4. Батуева С.В. Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности / С.В. Батуева // Вестник СМУС 74 – 2014. – №5 – с. 47-52 Бауэр О.М. Дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья / О.М. Мауэр, Н.В. Рафикова // Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 129-137. 5. Белькова Е.М. Дети с ОВЗ: специфика работы воспитателя в ДОУ с детьми с нарушением речи / Е.М. Белькова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. № 53. – С. 111-116. 6. Бондаренко Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. – М.: Владос. – 2009. – 300 с. 7. Боулби Дж. Привязанность: Пер. с англ. - М.: Гардарики, 2003. – 223 с. 8. Владельщикова Д.Н. Проблема социально-психологической адаптации детей-инвалидов / Д.Н. Владельщикова, О.А. Обухова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2016. – Т.2, №1 (12) – С. 19-22. 9. Дёмина С.Ю. Создание безбарьерной образовательной среды при социализации ребёнка с ОВЗ в общество здоровых детей / С.Ю. Дёмина // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2015. – № 2 (3). – С. 174-176. 10. Друзь В. А., Клименко А. И., Помещикова И. П. Социальная адаптация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами физического воспитания // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 1. – С. 256-266. 11. Желтова Д.А. Cоциально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://scienceforum.ru/2013/article/2013006207 (дата обращения: 19.11.2020 ). 12. Иванова М.А. Жизненные сценарии и жизнестойкость подростков // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-4. – С. 875-878. 13. Калашникова С.А. Смысложизненные ориентации, базовые убеждения и стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях людей с различными показателями жизнестойкости // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. – 2011. – № 5. – С. 161-167. 14. Книжникова С.В. Структурно-функциональное описание жизнестойкости в аспекте суицидальной превенции // Материалы IV Всероссийской НПК «Феноменология и профилактика девиантного поведения». Краснодар. – 2010. – С. 67-70. 15. Короткова Е.В. Особенности поведения и взаимоотношений с окружающими детей с ЗПР / Е.В. Короткова, Григорьев Д.В. // XXI царскосельские чтения материалы международной научной конференции. – 2017. – С. 329-333. 16. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл. – 2006. – 63 с. 17. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала / Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл. – 2011. – 680 с. 18. Ломов Б.Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2002. - С. 105-110. 19. Лыгина М.А. Социально - педагогическое сопровождение детей - инвалидов и детей с ОВЗ / Л.А. Лыгина, К.С. Шевырдяева, Е.Ю. Емелина // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 10-1. – С. 43-45. 20. Макоедова Г.В. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. – Магадан: Изд-во СВГУ, 2014. – 166 с. 21. Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академии», 20010. – 208 с. 22. Малинина М.Э. Социально-психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей, имеющих ОВЗ в школе-интернате / М.Э. Малинина // Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы 4-й всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. – 2016. – С. 192-197. 23. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. – Москва: Академия, 2012. – 256 с. 24. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 6. – С.4-10. 25. Мещеряков Б. Привязанность // Большой психологический словарь / сост. И общ. ред. Мещерякова Б, Зинченко В, 2003. – 182 с. 26. Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. – М., 2010. – С. 300–301. 27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2011. – 452 с. 28. Науменко Ю.В. Готовность к обучению детей с ОВЗ и детей с умственной отсталостью / Ю.В. Науменко // Учебный год. – 2016. № 4 (45). – С. 75-83. 29. Нельсон Ш. Некоторые аспекты изучения особенностей развития самооценки у подростков / Ш. Нельсон // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 25-31. 30. Никитина Е.В. Феномен жизнестойкости: концепция, современные взгляды и исследования / Е.В. Никитина // Academy. – 2017. – С. 34-38. 31. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие для студентов психологических факультетов. – Владивосток: Дальневосточный гос. университет, 2003. – 125 с. 32. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости. М.: ФЛИНТА: Наука,. – 2015. -296 с. 33. Олейникова И.А. Актуальные вопросы создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов / И.А. Олейникова, Н.Г. Сынкова // Материалы межрегиональной научно-практической интернет-конференции. – 2015. – 102 с. 34. Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: методическое пособие. Составители: Борисенко О.В., Матёрова Т.А., Ховалкина Т.А., Шамардина М.В. Барнаул. – 2014. – 184 с. 35. Ремшмидт Х. Психотерапия для детей и подростков. – М.: Мир, 1999. – 311 с. 36. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека: теоретический и эмпирический анализ ключевых проблем психологии социализации / С.И. Розум. - СПб: Речь, 2007. - 365 с. 37. Саратова Л. М. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции / Л. М. Саратова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5901/ (дата обращения: 18.11.2020). 38. Саратова Л. М. Характеристики личностных особенностей подростков с ОВЗ по тесту Кеттелла в условиях разной среды обучения / Л. М. Саратова. — Текст: непосредственный // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6320/ (дата обращения: 18.11.2020). 39. Соболева Е.В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации / Е.В. Соболева // Психология обучения. – 2014. – №06. – с. 74-80. 40. Степанова О.А. Модель профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья // В мире научных открытий. – 2011. – №2.1(14). – С.348-355. 41. Сычева Л.П. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.П. Сычева // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. № 30-1. – С. 209-216. 42. Тугаров А.Б. Общественное мнение о проблемах детской инвалидности и сиротства / А.Б. Тугаров, Т.И. Лавренова, М.А. Лыгина // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. Общественные науки. – 2010. - № 16. – С. 23 - 31. 43. Тютюник Т.Н. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / Т.Н. Тютюник, Ю.А. Блохина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2017. – № 1-2 (123). – С. 149-151. 44. Хайбуллина С.З. Психолого-педагогическое сопровождение социальной реабилитации инвалидов. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Казань, 2010. 23С. 45. Шлепотина Н.М. Некоторые аспекты социальной адаптации студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета / Н.М. Шлепотина // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области: материалы I всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения». – 2013. – №1 (3). – с. 220 – 223. 46. Шарапова Н. В. Рефлексия и самосознание у подростков / Н. В. Шарапова // Вопросы психологии. – 2014. – №4. – С. 111-113. 47. Шлепотина Н.М. Некоторые аспекты социальной адаптации студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета / Н.М. Шлепотина // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – 2013. – №1 (3). – с. 220 – 223 48. Шотт Н.Г. Проблема нервно-психической устойчивости личности в психологической науке // Н.Г. Шотт // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки. – 2016. – 149-152. 49. Щукина М. А. Саморазвитие личности / М. А. Щукина // Вестник Санкт- Петербургского университета. – 2014. – №3. – С. 52-55. 50. Юрловская И.А. Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с проблемами в развитии / И.А. Юрловская, И.К. Тебиева, И.М. Гриневич // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2018. № 4. – С. 69-76. 51. Яковлев Е.В., Сопровождение как педагогический феномен / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2010. – № 4. – С.74-83.  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Выражение благодарности в немецком языке
Количество страниц:
21
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Языкознание
дипломная работа
Понятие, виды и значение мер процессуального принуждения
Количество страниц:
52
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовный процесс
курсовая работа
Использование нулевого артикля в современном английском языке
Количество страниц:
33
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Лингвистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image