Введение 3 1. Мифопоэтика как художественный прием 5 2. Школы и направления изучения мифов и мифопоэтики в ХХ в. 8 3. Теория мифопоэтики в литературоведении XXI века 14 Заключение 18 Список использованной литературы 20

Теория мифопоэтики в современном литературоведении

реферат
Литература
20 страниц
72% уникальность
2021 год
79 просмотров
Раздобарина М.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Мифопоэтика как художественный прием 5 2. Школы и направления изучения мифов и мифопоэтики в ХХ в. 8 3. Теория мифопоэтики в литературоведении XXI века 14 Заключение 18 Список использованной литературы 20
Читать дальше
Актуальность. Термин «поэтика», как известно, восходит к греческому слову «ποίηση», что значит «поэтическое искусство». В античную эпоху так называли учение о художественной литературе вообще, в то время как в наши дни этот термин употребляется в двух основных значениях: 1) совокупность художественно-эстетических и стилистических качеств, определяющих своеобразие того или иного явления литературы (реже кино, театра), - его внутреннее строение, специфическая система его компонентов и их взаимосвязи. Особая часть поэтики - мифопоэтика. Как отмечает Э.В. Солдат, это понятие «имеет два основных значения [2, c.


Всё время занимает подготовка магистерской диссертации в Казани ? Work5 поможет освободить время.


.55]: 1) функционирование в художественном тексте мифологических образов, мотивов, аллюзий и воспоминаний, причины и особенности тех формально-смысловых преобразований, которым они подвергаются по желанию автора; 2) новые мифологии, созданные авторами, и - шире - новые авторские мифы, художественный неомифологизм». Мифопоэтика, с одной стороны, «работает со сферой выразительных средств, мотивов, сюжетов», с другой - «демонстрирует способность к глобальным обобщениям на содержательные и проблемные произведения». Актуальность темы исследования обусловлена активизацией мифологического сознания в современную эпоху. Кризис смыслов и утрата онтологических оснований человеческой экзистенции, о которых говорят философы и культурологи, способствуют тому, что существующая реальность на уровне массового сознания иррационализируется и мифологизируется. Цель – исследование роли мифопоэтики в современном литературоведении. Задачи: 1. Рассмотреть мифопоэтику как художественный прием. 2. Изучить школы и направления изучения мифов и мифопоэтики в ХХ в. 3. Исследовать теорию мифопоэтики в литературоведении XXI века. Объект исследования – мифопоэтика как художественный прием. Предмет исследования – теория мифопоэтики в контексте современного литературоведения. Методы исследования – анализ и систематизация изученной литературы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.  

Читать дальше
Понятие «мифопоэтика» возникло из намерения подчеркнуть различие между мифом, художественность которого бессознательна и потому выпадает из сферы внимания литературоведения, и мифом, органически внедрившимся в структуру литературного произведения. Вопрос о том, включает ли термин «мифопоэтика» все возможные формы проявления мифологического начала в литературном произведении остается дебатируемым. Современные отечественные исследования в области мифопоэтики Е.М.Мелетинского и В.Н.Топорова, С.С.Аверинцева, Ю.М.Лотмана, Б.А.Успенского, Д.Е.Максимова, З.Минц, Г.П.Козубовской и др. посвящены анализу специфики мифологического мышления, реконструкции древнейших мифологий и выявлению мифологической структуры художественных текстов. Мифотворчество – продукт раннего этапа развития человечества. Мифы охватывали и объясняли все стороны жизни, в них были «аккумулированы» нравственные ценности, понятия о добре и зле, долге и справедливости и т.д. Особо важную роль играет мифология в развитии литературы. Мифология – это своеобразная «предыстория литературы», универсальная по своему характеру форма освоения мира. В основе многих произведений мировой литературы лежат мифологические сюжеты, действуют мифологические герои. Мифологическая образность обильно встречается в литературе и искусстве всех эпох. Не случайно возникла необходимость в мифопоэтике, которая исследует воссозданную художником целостную мифопоэтическую модель мира и, соответственно, его мифосознание, реализованное в системе символов и других поэтических категорий. В XX веке миф стал одной из важнейших культурных категорий, когда наблюдается особый процесс мифологизации. Теории мифа ХХ в. решительно отвергли представления о «примитивности» мифологического мышления, подчеркивая, что миф имеет особый познавательный язык. Кроме того, в ХХ в. мифологический материал активно используется в самых разных науках. Для современной литературы характерна ориентация на архаическую, классическую и бытовую мифологию, на воспроизведение мифологического восприятия времени и пространства. В этот период реальные образы, понятия намеренно искажаются, обретают новые масштабы. Мифотворчество — это воссоздание универсальных образов, способ освоения и описания окружающей действительности. Можно просто рассказать историю о продаже цыганских детей, а можно поведать извечный миф о борьбе добра и зла. Таким образом, можно сделать вывод, что мифопоэтика - это сущность явления, отнюдь не синонимичного мифу, хотя и имеющего прямое отношение к нему. В наиболее сжатой форме мифопоэтика может быть определена как совокупность культурных следов - отражение доминирования мифопоэтического мировоззрения, то есть мировоззрения, основанного на традиционном типе мифа, которое проявляется при сравнительном анализе причинности, представлений о пространстве и время и методы классификации, существующие в аналитическом и мифопоэтическом мировоззрении.  
Читать дальше
1. Алексеев П. В., Мелетинский Е. М. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды / Алексеев П. В., Мелетинский Е. М. - М.:Академический проект, 2002. - 1152 с. 2. Гадамер Г.Г. Миф и разум. Актуальность прекрасного / Гадамер Г.Г. - М.: Искусство, 1991. – 651 с. 3. Казарин Ю. В. Филологический анализ поэтического текста / Казарин Ю. В. - М.: Деловая книга - Москва, 2004. - 432 c. 4. Кончаловский А.С. Мифы и заблуждения 20 век. / Кончаловский А.С.- М.: Аргументы и время, 2006. – 356 с. 5. Кременцов Л. П. Русская литература в XX веке. Обретения и утраты / Кременцов Л. П. - М.: Москва, 2007. - 224 c. 6. Курдина Ж. В., Модина Г. И. История зарубежной литературы XIX века / Курдина Ж. В., Модина Г. И. - М.: Москва, 2010. - 208 c. 7. Леонова Е. А. Немецкая литература XX века / Леонова Е. А. – М.: Наука, 2010. - 360 c. 8. Мелетинский Е.М. Мифологические теории ХХ в. на Западе / Мелетинский Е.М. - М.: Вопросы философии, 1971. – 258 с. 9. Минералов Ю. И. История русской литературы ХIХ века (40-60-е годы) / Минералов Ю. И. Высшая школа - Москва, 2008. - 304 c. 10. Михальская Н. П. История английской литературы / Михальская Н. П. – М.: Москва, 2009. - 480 c. 11. Найдыш В. М. Философия мифологии XIX-XX вв. / Найдыш В. М. - М.: Альфа-М, 2004. - 544 с. 12. Накорякова К. М. Литературное редактирование / Накорякова К. - М.: Альфа, 2006. - 432 c. 13. Нелюбин Л. Л. Введение в технику перевода / Нелюбин Л. Л. - М.: Москва, 2009. - 216 c. 14. Сурков А. А. Мифологическая школа. Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах / Сурков А. А. - М.: «Советская энциклопедия», 1962. - 1088 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Самореализация личности как теоретическая и практическая проблема современной психологии
Количество страниц:
27
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
реферат
Современная воспитывающая среда
Количество страниц:
12
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Анализ поведения покупателей на рынке товаров
Количество страниц:
36
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image