Введение 3
1 Теоретико-методологическое обоснование исследования профессионально-ценностные ориентации преподавателя высшей школы 5
1.1 Сущность основных понятий 5
1.2 Особенности профессиональных и личностных ценностей преподавателя высшей школы 8
2 Текущее состояние ценностных ориентаций преподавателя высшего учебного заведения 13
3 Стратегия деятельности преподавателя высшей школы по развитию ценностного потенциала будущего специалиста 17
4. Исследование влияния ценностных ориентаций учителей на обучение студентов………………………………………………………………………....23
Заключение 27
Список использованной литературы и источников 32
Читать дальше
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по ценностной ориентации преподавателей педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности позволило нам сделать следующие общие и частные выводы:
1.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил конкретизировать содержание понятия «профессионально-ценностные ориентации преподавателя», под которыми мы понимаем систему особо значимых духовно-нравственных, личностных, социальных и профессиональных установок, которые закладываются, закрепляются на этапе высшего образования в процессе учебной деятельности и оказывают существенное влияние на формирование личности выпускника.
2. Особенностей профессионально-ценностного развития современных преподавателей позволит спроектировать организацию учебно-воспитательного процесса, что позволит добиться более высоких результатов на этапе высшего образования.
Среди терминальных ценностей у педагогов преобладают индивидуальные ценности и ценности профессиональной самореализации, а среди инструментальных - этические ценности и ценности общения. У них высокий уровень развития профессионально-ценностных ориентаций.
4.Практическое исследование показало, что ценностные ориентации преподавателей существенно не повлияли на получение студентами знания. И при совместимой системе обучения различных преподавателей влияние разнообразных и противоречивых ценностных ориентаций педагогов на обучение студентов будет минимальным.
Таким образом можно сказать, что выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась.
Читать дальше
1. Андрюнина А.С. Формирование профессиональных ценностей у будущих педагогов дошкольного образования[Текст] // Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. - 22 с.
2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. [Текст] / - М., 1996.-768 c.
3. Афонькина Ю.А. Генезис профессиональной направленности [Текст] // автореф.дис.на соиск.учен.степ.докт.психол.наук: (19.00.13). РГПУ им. А.И.Герцена. Санкт-Петербург 2003. – 33 с.
4. Бодалев А.А. Психология личности. [Текст] – М.: МГУ, 1998. – 187 с.
5. Брагина Г.В. Стили педагогического общения воспитателя с детьми. Педагогика и психология. Ялта. [Текст] // Крымский гуманитарный университет, 2003.
6. Вдовина Н.А. Профессионально-ценностное развитие будущего пе¬дагога [Текст] // Гуманитарные науки и образование. 2010. 4 (4). 75-77 c.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека. [Текст] – М.: Изд-во «Смысл», 2005. – 1136 с.
8. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. [Текст] - СПб.:Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996.- 34-39 c.
9. Глубокова Е.Н. Актуализация личностного знания преподавателя вуза при решении профессиональных задач в условиях изменений высшего образования. [Текст] / /Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. - №9 (1). – 38-56 c.
10. Гнедина, Т.Г. Динамика карьерных ориентаций личности руководителя [Текст] / Т.Г. Гнедина, Т.Х. Невструева; Дальневосточ. гос. ун-т путей сообщения. - Хабаровск: [б.и.], 2006. - 197 с.
11. Головнева И.В. Карьерные ориентации личности: гендерные, возрастные и статусные различия [Текст] / И. В. Головнева // Психологія у суспільстві, що трансформується : матеріали VI Харк. Міжнар. читань. – Х., 2010. – 94–99 c.
12. Демченко З.А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя[Текст]- автореф. дис. канд. пед. наук. - Петрозаводск, 2006. - 25 с.
13. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. [Текст] – СПб.: Речь, 2004. – 304 с.
14. Кирт Н.Л. Некоторые особенности профессионального становления будущих психологов // Региональная служба практической психологии. [Текст] - Самара, 2002.-159 c.
15. Копытова Н.Е. Многомерная профессиональная деятельности преподавателя вуза: от функций к компетенциям. Вестник Тамбовского университета. [Текст] // Серия: гуманитарные науки. – 2012. - №10 (114). – 103-112 c.
16. Кригер Е.Э. Проблема развития профессионального здоровья педагога как предмет исследования в психолого-педагогической науке. [Текст] // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского. – 2012. - №28. – 823-826 c.
17. Кудрявцев Ю.М., Профессиональная психолого-педагогическая переподготовка преподавателей вузов как средство развития их личностно-профессиональных ресурсов. Вестник Южно-Уральского государственного университета. [Текст]/ Ю.М. Кудрявцев, У.А Казакова// Серия: Образование. Педагогические науки. – 2014. - №4/том 6. - 85-91 c.
18. Лабутина С.А. Формирование профессиональных ценностей учителя безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе [Текст]/ Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 2009. -24 с.
19. Мартынова Е.А., Духовно-нравственное воспитание личности педагога в образовательном пространстве [Текст]/ Е.А. Мартынова, Н.И. Еналеева // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4. 26-30 с.
20. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. [Текст] – М.: Академия, 2004. – 320 с.
21. Подольская Е.А. Аксиологический аспект деятельности и методологические проблемы социологического анализа [Текст]/ автореф. дис. д-ра социол. наук. - М., 1992. - 36 с.
22. Поскряков А. А. Инновативность и творческое мышление. [Текст]// Научная сессия МИФИ-2001. Сборник научных трудов. Т.6. М., МИФИ, 2001.-212 c.
23. Резниченко М.Г. Воспитательное пространство в высшем учебном заведении. [Текст]// моно¬графия. - Самара: Изд-во СГПУ, 2008. - 56-81c.
24. Ридингс Б. Университет в руинах [Текст]/ - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2010.-27-86 c.
25. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. [Текст]/ Владос – 2008. – 368 с.
26. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
27. Сыманюк Э.Э. Стратегии профессионального самосохранения личности. Мир психологии. [Текст] – 2005. - №1. – с.156-162.
28. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. [Текст]-М., 1988.
29. Троцкая А.И. Формирование социально-профессиональных ценностей будущих педагогов профессионального обучения [Текст]/Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 2015. -24 с.
30. Boring A.K., Daniel E., & Knafo-Noam A. Introduction to the special section Value development frоm middle childhood to early adulthood -new insights frоm longitudinal and genetically informed research // Social Development. 2016. 25(3). 471-481 s.
31. Consiglio C., Borgogni L., Cenciotti R., Schwartz S.H. The WVal: A New Measure of Work Values Article (PDF Available) // Journal of Career Assess¬ment. 2016. 25 (3). - 405 s.
32. Irving J. A. Science and Values. Toronto. 1952.29 -37 s.
33. Manfredo M.J., Bruskotter J.T, Teel T., Sullivan L. Why social values cannot be changed for the sake of conservation Article (PDF Available) // Conservation Biology. 2016.[электронный ресурс] режим доступа: https://doi.org/10.1111/cobi.12855 (дата обращения 29.01.2021 г)))
34. Maslow A. (Ed.) New Knowledge of Human Values. N.-Y., 1959.-11-34 s.
35. Maslow A. Self-actualizing and Beyond. In: Challengesof Humanistic Psychology. N.Y. 1967.- 278-286 s.
Читать дальше