Введение 1
1. Основные сведения о понятии «культура» 3
2. Антропологический подход 5
3. Социологический подход 7
4. Философский подход 9
Заключение 11
Список использованных источников 12
Читать дальше
Специфика антропологического подхода состоит в ориентированности его на целостное познание человека в контексте определенной культуры. Наиболее распространенное понимание культуры в антропологии как системы знаний и верований, усвоенной членами того или иного общества (сообщества) и проявляющейся на поведенческом уровне. Иначе говоря, антропологический подход состоит в признании самоценности культуры каждого народа, а также в признании равноценности всех культур на земле: «Культура — это все, что создано человеком, будь то материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация».
Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное. Это — общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. Именно с их помощью формируется коллективная солидарность — основа социетальности. Если воспользоваться концептуальной схемой систем социального действия Т. Парсонса, то социетальный уровень культуры можно рассматривать как состоящий из следующих компонентов: системы производства и воспроизводства культурных образцов; системы социокультурной презентации (механизмы обмена лояльностями между членами коллектива); системы социокультурной регуляции (механизмы поддержания нормативного порядка и снятия напряжения между членами коллектива).
Философский подход дает самую широкую панораму видения культуры, предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого бытия, глубин самосознания народа. Задача этого подхода — не просто дать описание или перечисление явлений культуры, но проникнуть в их суть. Как правило, сущность культуры видят в сознательной человеческой деятельности, но преобразованию окружающего мира и самих людей.
Читать дальше
1. Арнольдов А.И. Наука о культуре: современные коллизии // Вестн. Московского гос. ун-та культуры и искусств. — 2006. – 231 с.
2. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Человек в мире слова / М.М. Бахтин. — М. : Изд-во Рос.открытого ун-та, 1995. — 441 с.
3. Бирюкова Е. А. О значении понятия «культура» //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. – 211 с.
4. Булаева Д.В. Проблема ценности культуры на рубеже XX— XXI вв.: филос. Осмысление. — 2011. – 369 с.
5. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. — СПб., 1996. — 415 с.
6. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. — СПб. : изд-во Лань, 1997. — 512 с.
7. Кондаков И.В. Самосознание культуры на рубеже тысячелетий // Общественные науки и современность. — 2001. – 288 с.
8. Котлярова В.В. Предпосылки становления аксиологической парадигмы исследования культуры в западноевропейской философской традиции // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2011. – 641 с.
9. Кребер А.Л. Культура: критический обзор понятий и определений / А.Л. Кребер, К. Клакхон // Культурология : дайджест. РАН. ИНИОН. — 2000. – 230 с.
10. Кузеванова А.Л. Понятие «культура»: традиции понимания и концептуальный выбор — 2008. – 366 с.
11. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования / под ред. Л.Н. Когана. — М. : Наука, 1981. — 236 с.
12. Лекторский В.А. Деятельностный подход: кризис или возрождение // Наука глазами гуманитария. — М., 2005. — С. 327—344.
13. Фахрутдинова А. З., Отургашева Н. В. Общественные объединения как фактор сохранения и трансляции культурных ценностей // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. — 2013. – 541 с.
Читать дальше