Введение 3
Экономическая реформа 1965 года 4
Положительные моменты аграрной реформы 8
Отрицательные моменты аграрной реформы 8
Реализация реформы 9
Горьковская область 10
Природа 11
Население 12
Хозяйство 13
Изменение в народном хозяйстве за пятилетку (1966 – 1970) 16
Тяжёлая промышленность 16
Сельское Хозяйство 19
Итоги экономической реформы для СССР 22
Заключение 24
Список литературы 28
Читать дальше
В результате проведённого исследования можно сделать ряд выводов.
Экономическая реформа 1965 года в СССР – система мероприятий в промышленности и сельском хозяйстве, которая предусматривала введение элементов экономического регулирования. Их разработка и принятие основных положений происходили с 1965 года при содействии председателя совета министров СССР Алексея Косыгина. В СССР известна как косыгинския реформа (разг.), на Западе как реформа Либермана.
Участие государства в аграрной экономике должно быть, прежде всего, своевременным и конструктивным, позволяющим обеспечить условия для адекватного функционирования различных экономических субъектов. Такое стечение событий возможно лишь при условии разумного сочетания рыночных и плановых механизмов. Однако абсолютизация роли государственного регулирования аграрной экономики 1965-1970-х гг не позволила найти пути и формы рационального решения этого злобнодневного вопроса.
Аграрная политика 1970-х годов, несмотря на различные и многочисленные декларации о её комплексности, всё же носила односторонний характер и не сумела в должной мере обеспечить рациональные взаимосвязи экономических, социальных, технических, научно-технических, организационно-управленческих аспектов, плановых и рыночных механизмов, крупных, средних и мелких форм организации производства, централизма и местной инициативы производительных сил и производительных отношений. При этом действовавшая логика доведена до полного абсурда здравых идей, между тем только комплексно принимаемые меры и единовременное преобразование всех факторов аграрного производства могут стать ключом к успеху.
Надежды на поиск единственно верного решения никогда не приводили к должному успеху. Только сочетание таких факторов как достаточные капиталовложения, "многообразие форм собственности и хозяйствования, самостоятельность сельскохозяйственного производителя, государственная поддержка аграрного сектора, плановое регулирование и рыночные механизмы, социальное переустройство села, укрепление производительных сил и совершенствование производственных отношений
К середине 1960-х гг. впервые стали отчетливо проявляться сбои в процессе функционирования явления «механической миграции» рабочей силы на предприятия тяжелой промышленности Горьковского края. Борьба за кадры шла одновременно по нескольким направлениям:
1. рост денежных выплат;
2. меры воспитательного характера;
3. меры административного наказания (лишение премий, путевок, понижение в должности).
Но в лучшем случае шло сглаживание кадровой проблемы на предприятиях, причем на весьма короткую перспективу.
Слабая мотивация рабочих на творческий труд объяснялась тяжелыми условиями труда, отсутствием четкой взаимосвязи уровня образования и роста заработной платы. Невнимание властей к социальным проблемам трудящихся провоцировала повышение текучести кадров.
В годы 8-й и частично 9-й пятилетки действия региональных властей и хозяйственно–административного актива области по модернизации трудовых ресурсов тяжелой промышленности края дали первый позитивный результат. Он проявлялся в активизации процесса обновления основных производственных фондов на предприятиях, усилий по формированию и развертыванию деятельности сети профессионально – технических учреждений (ПТУ), шефских инициатив (УПК, подшефные и базовые общеобразовательные школы), первых серьезных успехах по наращиванию социокультурной инфраструктуры.
Начался процесс омолаживания трудовых коллективов и повышения уровня знаний, навыков и умений новых пополнений работников.
Начиная с конца 9-й пятилетки, набирает силу тенденция движения назад. Политика центра по «подрезанию» экономической реформы 1965 г. привела к ограничению возможностей предприятий своими силами решать социальные вопросы работников. Счастливым исключением были те предприятия Горьковского края, технологически интегрированные с военно–промышленным комплексом. Здесь была удовлетворяющая минимальные потребности социокультурная сфера жизнедеятельности, но она имела сугубо ведомственный характер.
Общим печальным итогом стало то, что на рубеже 9-10 й пятилеток идет медленное сокращение общей численности кадрового потенциала на предприятиях Горьковского края.
Диспропорция между наличными производственным потенциалом и кадровыми возможностями стала глобальной проблемой предприятий тяжелой промышленности региона.
Директивные методы, сотворившие порочный круг проблем, полностью исчерпали себя, и все явственнее становились тормозом на пути перехода экономики на интенсивные рельсы развития.
Проблема кадрового характера в крае сводилась к:
1. сокращению притока новой рабочей силы на предприятиях, причем всех категорий рабочих по профессиональному признаку;
2. технической и технологической отсталости производственной базы большинства предприятий, что консервировало традиционные направления подготовки молодых кадров (через базовые и шефские школы, ПТУ, техникумы и вузы);
3. нехватке дипломированных специалистов со средним специальным и высшим профессиональным образованием;
4. опережающим темпам роста зарплаты у рабочих (особенно у малоквалифицированных), по сравнению с ИТР;
5. усилению роли наличной социальной инфраструктуры на мотивацию труда работника;
6. распылению оборотных средств на обеспечение работников натуральными выплатами на фоне оскудения потребительского рынка.
Усилия местных властей и общественных структур по решению кадрового вопроса носили в значительный степени формальный, бюрократический характер.
Реанимация жестких административных методов в экономике (постановления 1983–1985 гг.) – косвенное подтверждение провала правящего режима уступками конца 1950-х – начала 1960-х гг. взять под контроль и отрегулировать кризисные явления в кадровой составляющей производительных сил страны.
Читать дальше
1. Жаринов М.И. Технический прогресс и резервы использования техники в промышленности Горьковского экономического района. Серия: Семилетка Горьковской области (1959-1965). Горький. 1959.
2. Панников В.Д. Сельское хозяйство. Серия:Семилетка Горьковской области (1959-1965). Горький. 1959.
3. Народное хозяйство Горьковской области. Статистический сборник. Горький. 1965.
4. Народное хозяйство Горьковской области за 50 лет. Статистический сборник. Горький. 1967.
5. Рябова О. В. Кадровый потенциал предприятий тяжелой промышленности горьковской области в 1965–1985 гг.: дис. на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Рябова Ольга Вячеславовна. – М., 2013. – 25с.
6. Тимофеева Т. Ф. Материально-техническое переоснащение и борьба за экономическую эффективность сельского хозяйства Горьковской области в 1965 -1970-е годы: дис. на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Тимофеева Татьяна Федоровна. – М., 2005. – 24с.
7. Апарин А. Н. Тяжелая промышленность и оборонно-промышленный комплекс Гарьковской области в 1965-1985 гг.: дис. на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Апарин Александр Николаевич. – М., 2011. – 27с.
8. Экономическая реформа 1965 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://istoriarusi.ru/cccp/ekonomicheskie-reformi-1965-goda.html.
9. Экономическая реформа 1965 в СССР [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/ekonomicheskaya_reforma_1965_goda_v_sssr/.
10. Экономическая реформа 1965 в СССР [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://uchitel.pro/экономическая-реформа-1965-года-в-ссср/
Читать дальше