Подводя итоги изучения сценических интерпретаций романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в процессе изучения произведения в школе, можно сформулировать следующие общие выводы.
Роман «Евгений Онегин» является совершенно уникальным произведением для русской литературы. Уже не первое столетие данное произведение сохраняет свою актуальность, что обеспечивает к нему интерес со стороны литературоведов. Каждый из исследователей представляет свое понимание романа, единой точки зрения на сегодняшний день не сформировано. Это относится как к авторским особенностями написания романа и повествовательной манеры, так и к пониманию характеров и поступков героев романа. Литературоведами изучаются особенности построения сюжетных линий и композиции романа, специфика стихосложения, социальная проблематика романа, особенности авторского замысла и его воплощения, анализ характеров и поведенческих особенностей героев произведения и многие другие аспекты. Среди критиков и литературоведов издавна укрепилась оценка романа «Евгений Онегин» как центрального произведения в творчестве А.С. Пушкина. Данному роману уделяли значительное внимание даже те критики, которые по различным причинам не признавали серьезного общественно-литературного значения. Помимо воспроизведения особенностей русской жизни своей эпохи и отражения самых значимых вопросов современности, А.С. Пушкиным в романе были рассмотрены проблемы, находящиеся вне времени создания романа. Большинство проблем, выдвинутых в романе, характеризуются широким общенародным, национальным и общечеловеческим значением — проблема смысла жизни, взаимосвязь индивида и общества, гражданский и моральный долг, народность и гуманизм. Рассмотрение данных проблем в различных формах возникало в среде литературных критиков и литературоведов при изучении и анализе данного романа. Количество литературы о романе «Евгений Онегин» поражает своим разнообразием. Очень мало исследовательских работ о творчестве А.С. Пушкина, в которых бы не затрагивался данный роман, его содержание или отдельные образы.
В различных интерпретациях сценических постановок романа «Евгений Онегин» можно отметить стремление к развитию авторского понимания данного романа, уход от шаблонных трактовок и устоявшихся стереотипов. В каждом новом спектакле по знакомому всем классическому произведению проявляется авторское видение, композиция произведения выстраивается по-новому с применением всех средств искусства для создания у зрителя нужного эмоционального настроя. Наличие богатого смысловой ресурса и многозначности данного произведения помогает поиску уникальных сценических решений, позволяющих зрителям по-новому переосмыслить знакомое произведение.
Учащимся на уроках литературы нередко бывает трудно воспринимать драматическое произведение, это обусловлено тем, что в школьной программе их достаточно мало, и далеко не все учащиеся выбирают произведения данного жанра для самостоятельного прочтения. Для преодоления трудностей, связанных с усвоением и пониманием произведений всеми учащимися необходимо создание системы определенных педагогических условий. Введение в процесс изучения произведения на уроках литературы элементов театрализации можно считать характеристикой нетрадиционной организации уроков, направленных не только на углубление понимания учащимися произведения, но и на работу по развитию речевых умений и коммуникативных качеств учащихся. При изучении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» педагогам важно использовать особенности содержания данного произведения для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы. Одной из форм такой работы на уроках может стать проведение элементов ролевой игры и ролевого тренинга. В процессе данной работы определяется круг действующих лиц, формируется внешний и психологический портрет каждого персонажа. К уроку, на котором будет проводиться ролевая игра, подготовка начинается заранее, например, с домашнего задания. Учащиеся в процессе работы продумывают ход своих действий, особенности своих выступлений, при необходимости подбираются элементы костюмов и атрибутов. Также в качестве эффективной формы организации урока литературы выступает инсценирование изучаемого произведения. При проведении данной работы каждый из учащихся может найти наиболее подходящий для себя вид деятельности: выступить в качестве актера, художника, костюмера, организатора музыкального сопровождения и т.д. В процессе создания сценария для будущей инсценировки учащимися изучается не только сам текст романа, но и критическая литература для более глубокого погружения в атмосферу произведения и понимания выбранной роли. Учащиеся подбирают необходимое музыкальное оформление для, усиления эмоционального впечатление при инсценировании, готовят элементы костюмов и декораций. Таким образом, данная форма организации работы учащихся на уроках литературы позволяет осуществлять их всестороннее гармоничное развитие. В процессе организации работы важно использовать возможности профессионального театра: это могут быть встречи с актерами, знакомство театральными постановками романа (записи спектакля в театре, экранизации, аудиоспектакли и т.д.). Обращение к профессиональной театральной деятельности может позволить реализовать задачи литературного образования, направленные на всестороннее развитие учащихся.
Таким образом, применение на уроках литературы при изучении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» различных методов и приемов театрализации необходимо для активизации учебной и познавательной деятельности учащихся, углубления понимания художественного текста и формирования личностного отношения к героям и событиям романа. Варианты сценической работы учащихся также могут подвергаться анализу со стороны одноклассников, что способствует развитию навыков анализа проделанной работы, умений грамотного ведения дискуссий, формирование и аргументирование собственной точки зрения на интерпретацию произведения.