В первой главе рассматриваются психолого-педагогические основы исследования, происхождение и этапы речевого развития ребенка. Был сделан вывод, что чувства и восприятия - это первый этап познания мира. Органы внешних чувств являются инструментами познания и играют жизненно важную роль в развитии речи ребенка. Правильное восприятие предметов - основная умственная работа.
Развитие речи должно быть тесно связано с развитием мышления ребенка. Овладение языком, его грамматическая структура позволяет детям свободно мыслить, задавать вопросы, делать выводы, отражать различные связи между предметами и явлениями. Учитываются типы связных команд. Можно отметить, что развитие связной речи у дошкольников происходит в тесной связи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Первостепенное внимание следует уделить проработке смысловой стороны слова.
Развитие связной речи в сказочном классе должно занять одно из центральных мест. Живые образы воспринимаются детьми эмоционально, они пробуждают их воображение, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неиссякаемым источником детского речевого развития.
Дети черпают много знаний из сказок: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно извлечь много уроков: мораль, воспитание добрых чувств, речевые упражнения, развитие мышления и воображения, математические и экологические концепции и т. д.
С помощью сказки ребенку можно объяснить многие явления, т.е. сказка близка детскому мышлению.
Но, к сожалению, в настоящее время не весь потенциал сказки используется. Ребенок часто сидит перед телевизором, потому что смотреть сказку проще и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки ребенок не обязан изображать образ, ассоциации не образуются. Поэтому детям нужно чаще читать и анализировать то, что они читают. Работа с экспериментальной группой показала, что при кратком пересказе сказки дети часто путались при смене событий, не всегда могли назвать персонажей. Придумывая свои сказки, часто повторяли шаги других детей. Это подтверждается тем, что работа со сказками, направленная на развитие познавательных процессов, с детьми не проводится.
В экспериментальной части исследования была проведена предварительная диагностика развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп. После того, как были сделаны выводы о полученных результатах, была подготовлена и проведена работа по развитию слитной речи через сказки.
После формирующей части эксперимента была проведена контрольная диагностика обеих групп. В результате эксперимента были получены следующие результаты: количество детей с уровнем развития речи выше среднего увеличилось, было 8,3% , стало 33,35% - 41,65%. Наблюдается значительное уменьшение детей с уровнем развития речи ниже среднего. После констатирующего эксперимента было 33,35%, стало — 8,3%. Средний уровень составили 58,35% детей.
В контрольной группе значительных изменений не наблюдается. Количество детей с уровнем развития речи выше среднего во время констатирующего эксперимента составило 16,65%, на конец года - 25%. Детей с уровнем развития речи ниже среднего было 33,35%, стало 16,7%-25%.
В результате проведенного исследования, поставленные задачи решены, цели достигнуты. Поскольку уровень развития связной речи детей экспериментальной группы повысился, гипотеза, сформулированная в исследовании, подтверждена.