В ходе проведенного исследования в рамках курсовой работы прослеживается междисциплинарный характер проблема и трудностей, связанных с выявлением и классифицированием правовых ошибок юридического и фактического типа. Однако, рассматривая данный вопрос исключительно в границах уголовно-процессуального законодательства, становиться понятно, что проблема ошибок наиболее востребована для рассмотрения в этой области социальной составляющей, поскольку ошибки юридического и фактического характера проецируются на процессы регулирования и обеспечения интересов и прав физических лиц.
В Уголовном Кодексе Российской Федерации 1996 г. специальных норм, посвященных уголовно-правовым ошибкам, не содержится. Это обстоятельство порождает существенную проблему, когда множество различных, подчас диаметрально противоположных, мнений среди специалистов относительно уголовно-правовой характеристики деяния лица, совершенного в условиях ошибки, влекут его неверную юридическую оценку, что не может не сказаться на уголовной ответственности в целом.
Под субъективной ошибкой в уголовном праве понимается заблуждение лишь относительно фактических обстоятельств, определяющих характер и степень общественной опасности совершаемого деяния, либо относительно юридической характеристики деяния. В зависимости от характера неправильных представлений субъекта различаются юридическая и фактическая ошибки.
Фактическая ошибка – это неверное представление лица о фактических обстоятельствах, играющих роль объективных признаков состава данного преступления и определяющих характер преступления и степень его общественной опасности. Практическое значение имеет лишь существенная фактическая ошибка, т.е. та, которая касается обстоятельств, имеющих значение признака состава преступления и в этом качестве влияющих на содержание вины, ее форму и пределы уголовно-правового воздействия.
В зависимости от содержания неправильных представлений, т.е. от предмета неверных восприятий и оценок, принято различать следующие виды фактической ошибки: в объекте посягательства, в характере действия или бездействия, в тяжести последствий, в развитии причинной связи, в обстоятельствах, отягчающих ответственность.
Установленная и зафиксированная на законодательном уровне типология правонарушений является первым шагом создания и обеспечения выполнения отношений уголовно-процессуального и исполнительного характера.
Также, правильная специализация правонарушений определяет верные показатели для получения и изучения настоящей картины правонарушений, выявлению наиболее объективных источников и факторов их возникновения, созданию продуктивный и действенных способов борьбы с ними.
Виды рассмотренных ошибок, так или иначе, характеризуют сознание лица, поэтому вопрос об ошибке возникает только в случаях совершения умышленных преступлений. Классификации ошибок отражают в той или иной мере рассматриваемое явление, открывают какие-то стороны его и уже в силу этого имеют практическое значение, а отсюда заслуживают и внимания науки уголовного права. Раскрытие содержания ошибки, ее причин и истоков будет способствовать дальнейшему укреплению законности и правопорядка, усилению охраны интересов личности.
В обстоятельствах быстро меняющихся общественных связей неминуемо противоречие между законодательно установленными нормами права и способами реального их применения их на практике. Другими словами, УК не включает нормы, устанавливающих и регламентирующих ошибки уголовно-правового характера.
Данный факт поднимает важную проблему существующих нюансов, отклонений и несоответствий при вынесении решений экспертами в уголовно-правовом поле.
Итак, общее правило, относящееся к значению юридической ошибки, сводится к тому, что уголовная ответственность лица, заблуждающегося относительно юридических свойств и юридических последствий совершаемого деяния, наступает в соответствии с оценкой этого деяния не субъектом, а законодателем.