В ходе написания работы были проведены исследование, анализ устройства и функционирования семьи религиозного права, также изучены работы специалистов в области сравнительного правоведения и иных юридических науках, а также изучены их характерные особенности как в процессе становления, так и в процессе правоприменения на сегодняшний день.
Полученные сведения позволяют сделать следующие выводы:
1. Генезис семьи религиозного права произошел в связи с появлением человечества и которая базировалась на предписаниях Мохаммеда и концепции веры в божества и которая осуществила распространение по мере роста популярности религий и количества лиц, исповедующих различные религиозные направления и государств, которые являются религиозными, постулаты религиозных законов потеряли собственный примитивный характер и обрели государственную сущность, а также приобрели форму кодексов и приспособления к современным стандартам европейского образца;
2. к теоретическим основам семьи религиозного права относятся веды, библия, коран и сунна, учения исламских религиозно-правовых школ мазхабов, таких как ханафитский мазхаб, джафаритский мазхаб, ханбалитский мазхаб, зейдитский мазхаб и ханафитский мазхаб, а также религиозных течений, таких как суннизм, согласно которому мусульманами может управлять и иметь титул халифа любой человек, шиизм, согласно которому мусульманами может управлять и иметь титул халифа только потомок пророка Мохаммеда и хариджизм, согласно которому мусульманами может управлять любое выборное лицо, не имеющее титул халифа которые выполняют регулятивную и охранительную роль, также особую роль играет иудейское право и христианское право, основывающееся на торе, талмуде , галахе и библии;
3. мусульманское право состоит из корана, являющегося священным трактатом об исламской вере, сунны, являющейся жизнеописанием основателя исламской религии, хадисов, являющихся преданиями о деяниях основателя исламской религии, шариата, являющегося сборником исламских норм, которые регламентируют повседневную жизнь каждого мусульманина, иттихада, являющегося собранием толкований и изменений в исламском праве, кияса, адата, иджмы, также существует мусульманское уголовное право и мусульманское международное право, иудейское право состоит из торы, танаха и галахи;
4. многие современные мусульманские государства применяют на нормы мусульманского права, однако по отношению к характеру применения они различны, к примеру Тунисом и Сирией применяется исламское право в семейных правоотношениях, что касается иудейского права, то применяется оно только в Израиле в основном в брачно-семейной сфере среди ортодоксальных иудеев, индуистское право распространено в Индии, Непале и Шри-Ланке, однако используется в брачно-семейной сфере данных стран среди индуистких общин, христианское право используется только в Ватикане и среди христианских общин Северной и Центральной Африки.
Полученные выводы позволяют сделать следующие предложения:
1. необходимо официально применять религиозное право в нормативных правовых актах различных стран;
2. необходимо составить сборники и кодексы норм религиозного права.