Проведенное нами исследование состояло из двух частей - теоретического анализа проблемы и эмпирического изучения формирования эмоциональной сферы, с учетом гендерных особенностей детей младшего школьного возраста.
В теоретической части работы мы рассмотрели специфику формирования эмоциональной сферы младших школьников.
Для младшего школьного возраста характерным является недостаточное умение управлять своими чувствами, умение сдерживать или не показывать свои эмоции. Агрессивность больше выражается в словесной форме, ребенок не столько дерется, сколько грубит и дразнит. Младших школьников отличает эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все необычное и яркое. Дети младшего школьного возраста подвержены переживанию, сопереживанию другим - взрослым и сверстникам.
Ребенок младшего школьного возраста находится в эмоциональной зависимости от учителя. Ему необходима потребность в эмоциональных впечатлениях и переживаниях. В данном возрасте начинают использоваться различные приемы волевого торможения. Дети данного возраста еще не могут сдерживать свои эмоции, когда ребенок огорчен или возмущен, или когда ему рассказали радостную новость, все эмоции выражаются в первую очередь с помощью мимики и жестов. Эмоциональные переживания приобретают обобщенный характер, развиваются высшие чувства - познавательные, нравственные, эстетические. Нравственные чувства в период учебного процесса детей с 1 по 4 класс, заметно обогащаются, становятся более определенными.
Изучили гендерные особенности формирования эмоциональной сферы младших школьников.
Девочки и мальчики отличаются уровнем своей эмоциональности. Девочки чаще мальчиков дают эстетическую оценку новым предметам, а мальчики интересуются их назначением. Девочки более эмоционально реагируют на поощрение или порицание. Уровень развития социо-эмоциональной компетентности у девочек выше, чем у мальчиков. Осознанное чувство сопереживания другому человеку, свободное взаимодействие и общение легче осваивается девочкам младшего школьного возраста. Девочки более спокойны, послушны. Мальчики более самостоятельны, больше проявляют творчества.
Девочки лучше сохраняют внимание, более терпеливы, более выносливы. Девочки активнее в процессе общения, мальчикам же сложнее вступить в диалог с незнакомым человеком. Среди дружащих девочек отношения более доверительные, чем среди мальчиков. Сравнение склонности к переживанию базовых эмоций у школьников и школьниц разного возраста, показало, что у девочек во всех возрастных группах склонность к страху выражена значительно больше, чем у мальчиков.
В практической части исследования мы провели диагностику по выявлению эмоционального уровня, с учетом гендерных особенностей у детей младшего школьного возраста. Для этого нами был использован восьмицветовой тест М. Люшера (модификация Вольнефера), с помощью которого мы выявили уровень тревоги, стресса, утомления и напряжения отдельно у мальчиков и отдельно у девочек.
После интерпретации результатов данной диагностики мы сделали вывод, что почти у всех мальчиков 1-4 классов был выявлен высокий процент наличия тревоги, стресса, напряжения и утомления, когда у девочек процент наличия показателей всех уровней меньше.
Для более полного анализа данной проблемы, мы выявили с помощью 1-критерия Стьюдента достоверные различия эмоционального и функционального состояния между мальчиками и девочками по трем показателям (тревога, утомление и напряжение).
Проанализировав результаты исследования, мы сделали вывод, что эмоциональное состояние учащихся 1-4 классов отличается по гендерным основаниям. Для улучшения эмоционального фона учащихся, а также качества обучения, мы разработали программу внеурочной деятельности, направленную на формирование эмоциональной сферы младших школьников с учетом их гендерных особенностей.
Программа состоит из 4 разделов:
• Раздел I. Изучение эмоций и своего поведения
• Раздел II. Целеустремленность школьника
• Раздел III. Мир общения
• Раздел IV. Я и мои эмоции
Программа «Жизнь эмоций» предполагает снижение эмоционального напряжения детей, а также развитие эмоционального интеллекта младших школьников.
Образование в нашей стране в последнее десятилетие постоянно подвергается критике. Не избежало этой участи и воспитание в младшей школе. Его теоретиками и практиками неоднократно отмечалось, что здоровье детей на протяжении младшего школьного периода развития ухудшается, что дети заорганизованы, что они не умеют управлять своим поведением и плохо подготовлены к школе. Одной из главных причин такого положения дел в воспитании является его недостаточная психологизированность. Сказанное означает, что при построении системы дошкольного и шкального воспитания мало учитываются психологические особенности детей, психологическая специфика этого периода развития. Если проанализировать принципы, на которых строится современное образование, то легко увидеть, что обучение на занятиях по определенным предметам, способы общения и взаимодействия детей с взрослым и друг с другом, организация режима дня, где специальные занятия перемежаются со свободной игрой, и многое другое скорее прямо перенесены из других бал ее старших периодов детства, нежели строятся в соответствии с возрастными закономерностями развития младших школьников.
Любая образовательная практика строится на психологической теории, не всегда ею осознанной. В основе многих систем современного образования лежит деятельностная концепция. Построенные на ее основе программы решают ряд фундаментальных проблем психического и личностного развития детей. Однако существуют вопросы, решить которые в рамках теории деятельности невозможно.
В ходе подготовки данной работы, изучена масса специальной литературы, посвященной вопросам развития младших школьников и в большинстве книг, в том числе, и особенно, в специальных педагогических изданиях, педагогам отводится главенствующая, после семьи, роль в процессе воспитания младших школьников. И это. вероятно, было бы справедливо при идеальных условиях жизни. Но настоящее время, к сожалению, вносит свои коррективы в осмысление личности педагога. Пожалуй, сейчас, как в стародавние древнегреческие времена мы можем нимало, не смущаясь говорить, что педагог - это раб, наблюдающий за ребенком, отвечающий за посещение им школы, часто - неспособный к физическому труду. В подавляющей своей массе, к моему сожалению - не более того!
Поэтому целесообразна и актуальна была бы постановка вопроса о внедрении в системе образования института психологов, специально занимающихся вопросами психологической подготовки педагогов.
В этом случае, педагоги должны будут нести, в основном нагрузку преподавателя, наставника, учителя, а вопросы, связанные с морально-нравственными и прочими, относящимися более к психологическим вопросам, факторами, будут разрешаться при посредничестве профессиональных психологов.
Какую бы педагогическую задачу учителя ни решали, в общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его. вникнуть в его душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка.
Каждому педагогу’ необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работа с профессиональным психологом.
Мы учим и воспитываем подрастающее поколение. Оно учит и воспитывает нас. В этом диалектика взаимоотношений между’ поколениями, закон этих взаимоотношений. Растить человека и расти вместе с ним. Антуан де Сент-Экзюпери в своем произведении сказал:
- "Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
Все цели и задачи выпускной квалификационной работы полностью решены.