Введение…………………………………………….………….……..….…3
Глава 1. Туркменистан после приобретения независимости…….……..5
1.1. Социально-экономическое развитие Туркменистана………….……5
1.2. Общественно-политическое развитие Туркменистана………….…10
Глава 2. Внешняя политика Туркменистана…….……………..…….…16
2.1. Отношения с СНГ…….…………….……………………….….……16
2.2. Отношения с США и ЕС…….…………….…………..….…………19
Заключение…………………………………………………………..……26
Список использованных источников и литературы……………….……28
Читать дальше
В ходе выполнения данной курсовой работы была достигнута поставленная во ведении цель — а именно была исследована история развития независимого Туркменистана. Для этого было рассмотрено социально-экономическое развитие Туркменистана, изучено общественно-политическое развитие Туркменистана, была описана внешняя политика Туркменистана на примере взаимоотношений с США, а также была проанализирована внешняя политика Туркменистана на примере взаимоотношений с Евросоюзом.
Исследователи отмечают, что в начале 1990-х годов Туркменистан потерял шанс стать более открытым государством. Однако если рассматривать современный этап развития Туркмении после 2010-х годов, можно сделать вывод о том, что постепенно начинают воплощаться в жизнь основные пункты политики культурного объединения, которая была объявлена президентом Туркменистана Г. Бердымухамедовым. Среди ключевых направлений данной политики можно выделить такие позиции, как:
- формирование инновационной экономики, которая должна быть сбалансированной и не должна опираться исключительно на сырьевую зависимость;
- формирование гармонической взаимосвязи между различными сферами экономики – добывающей, производящей, транзитной;
- формирование гармонических отношений с точки зрения взаимодействия политической и экономической политики в сфере культуры и образования;
- политика государственного нейтралитета и открытости;
- укрепление международных контактов и формирование взаимовыгодных двусторонних актов сотрудничества.
Тем не менее для сферы внешней экономики Туркменистана приоритетным остается экспорт газа. Одним из ключевых экономических партнёров данной области является Китайская Народная Республика. Газо-экспортная стратегия Туркмении включает в себя текущее и предполагаемое строительство новых газопроводов. Несмотря на явную заинтересованность Соединенных Штатов в ТАПИ, Ашхабад выражает согласие на формирование более тесных связей с Россией. Эксперты подчёркивают, что для Туркменистана сотрудничество с Российской Федерацией является важным, поскольку оно позволит развивающейся азиатской стране выходить на крупные международные рынки энергоносителей.
Нацеленная на долгосрочные перспективы развития экономическая политика Туркменистана является взаимовыгодной как для России, получающей доход от торговли туркменскими энергоносителями и их транзита, так и для самой Туркмении, дающей ей выход на крупнейшие мировые рынки энергоносителей. Туркменистан занимает важнейшее геополитическое и геоэкономическое положение с точки зрения, как интересов мировых развитых держав, так и государств Центрально-Азиатского и Каспийского регионов. Страна находится на пересечении важнейших евроазиатских торгово-экономических маршрутов, что во многом определяет современную внешнюю политику Туркменистана.
В мировом сообществе Туркменистан — первое в мире государство, обладающее признанным ООН нейтралитетом. Политика нейтралитета Туркменистана позволяет последовательно и целенаправленно претворять в жизнь крупномасштабные реформы в нефтегазовой, транспортной, строительной, химической, энергетической, сельскохозяйственной и других отраслях экономики, а также в социальной сфере.
Читать дальше
1. Баранчиков Е. В., Алексеева Н. Н. и др. ТУРКМЕНИЯ // Большая российская энциклопедия [Электронный источник] Режим доступа: https://bigenc.ru/geography/text/4210170 (дата обращения: 25.03.2021).
2. Ионова Е. П. Туркмения: Поиск новых газоэкспортных маршрутов // Экономика и политика. 2018. №3 (40). — С. 83-96.
3. Конституция Туркменистана [Электронный источник] Режим доступа: https://customs.gov.tm/ru/laws/konstitutsiya-turkmenistana (дата обращения: 25.03.2021).
4. Кузьмина Е. Туркмения на современном этапе: проблемы и возможности развития // Россия и мусульманский мир. 2012. №9. [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/turkmeniya-na-sovremennom-etape-problemy-i-vozmozhnosti-razvitiya (дата обращения: 25.03.2021).
5. Куртов А. Трансформация внешней политики Туркменистана при новом руководстве страны // Россия и мусульманский мир. 2011. №2. С. 77-111.
6. Малашенко А. Туркмения: была ли оттепель? // Россия и мусульманский мир. 2013. №12 (258). [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/turkmeniya-byla-li-ottepel (дата обращения: 25.03.2021).
7. Мещеряков К. Е; Российско-туркменские отношения в 2008–2012 годах: становление стратегического партнерства // Общество. Коммуникация. Образование. 2013. №172. [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-turkmenskie-otnosheniya-v-2008-2012-godah-stanovlenie-strategicheskogo-partnerstva (дата обращения: 25.03.2021).
8. О развитии сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств [Электронный источник] Режим доступа: https://www.mid.ru/o-razvitii-sotrudnicestva-v-ramkah-sodruzestva-nezavisimyh-gosudarstv (дата обращения: 25.03.2021).
9. О Содружестве Независимых Государств [Электронный источник] Режим доступа: https://cis.minsk.by/page/174 (дата обращения: 25.03.2021).
10. Решение о плане мероприятий по реализации третьего этапа Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. [Электронный источник] Режим доступа: http://energo-cis.ru/wyswyg/file/Documents%20EES%20SNG/Razdel%201/1.16.%20Решение%20по%20плану%20экономического%20развития%20СНГ%20-%203%20этап.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
11. Соглашение между правительством Туркменистана и правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении фискального уклонения в отношении налогов на доходы [Электронный источник] Режим доступа: https://fineconomic.gov.tm/storage/app/uploads/public/5f5/87d/f08/5f587df0896e5842625987.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
12. Сченснович В.Н. Туркменистан: вчера, сегодня, завтра (аналитический обзор) // Россия и мусульманский мир. 2019. №1 (311). — С. 42-54.
13. Тюльпаков М. В. Изменение геополитической роли Туркменистана в начале XXI в // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2014. №18 (140). — С. 227-235.
14. Филькевич И. Современные тенденции развития Туркменистана // Россия и мусульманский мир. 2012. №6. — С. 101-107.
15. Hall G., Grant T. Russia, China, and Energy-Security Politics of the Caspian Sea Region after the Cold War // Mediterranean Quarterly. 2009. Vol. 20. № 2 рр. 78-89.
16. Raimondi P. P. Turkmenistan // Central Asia Oil and Gas Industry — The External Powers’ Energy Interests in Kazakhstan, Turkmenistan and Uzbekistan. 2019, pp. 43–59.
17. Pakistan-Turkmenistan to discuss TAPI gas pipeline groundbreaking in August [Электронный источник] Режим доступа: https://www.brecorder.com/news/508207/ (дата обращения: 25.03.2021).
18. TAPI Moves Into Afghanistan, Taliban Promise to Protect the Project [Электронный источник] Режим доступа: https://thediplomat.com/2018/02/tapi-moves-into-afghanistan-taliban-promise-to-protect-the-project/ (дата обращения: 25.03.2021).
19. TAPI: India, Afghanistan Fail to Agree on Transit Fee // The Gazette of Central Asia. [Электронный источник] Режим доступа: http://gca.satrapia.com/tapi-india-afghanistan-fail-to-agree-on-transit-fee (дата обращения: 25.03.2021).
20. Turkmenistan should ease gas investment rules, U.S. official says [Электронный источник] Режим доступа: https://www.reuters.com/article/turkmenistan-gas/turkmenistan-should-ease-gas-investment-rules-u-s-official-says-idUSL8N13I07820151203#CfhtmrQYBWkjyf4Z.97 (дата обращения: 25.03.2021).
Читать дальше