Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения особенностей народного женского головного убора 5
1.1. Народный костюм в историко-культурном контексте 5
1.2. Женский головной убор в контексте народного костюма 9
Глава 2. Традиционные народные женские головные уборы 15
2.1. Знаково-символическая роль национального женского головного убора и его взаимосвязь с окружающей средой 15
2.2.Особенности женских головных уборов мордвы 21
Заключение 34
Список литературы 35
Приложение 1…………………………………………………………………….39
Приложение 2…………………………………………………………………….40
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Нaродный костюм, как объект мaтериaльной культуры, является богaтейшим творческим источником. В трaдиционном костюме пересеклись мировоззренческие и эстетические предстaвления нaродa, утилитaрность и декорaтивность. Нaродный костюм нa протяжении столетий не остaвaлся неизменным, a рaзвивaлся вместе с ходом истории, приспосaбливaясь под новые условия жизни его носителя.
С древних времен головные уборы играли чрезвычайно важную декоративную роль в одежде в целом. Являясь аксессуарами для ношения на голове, они обладают самыми сильными декоративными свойствами по сравнению с другими деталями.
Головной убор в женском национальном костюме - это не аксессуар, это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды.
Головной убор не только являлся неотъемлемой частью ансамбля, дополнял и украшал его, но был символом и оберегом, который мог рассказать многое о женщине. Народные мастерицы умели превращать обычную вещь в произведение искусства. При этом они старались добиться разнообразия и неповторимости декора.
Коллекции национальных головных уборов, хранящиеся в музеях, открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
Антошенкова Е.В. Головные уборы восточных славянок. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://russkayarech.ru(дата обращения 14.02.2021).
2.Батырева К.П. Калмыцкий народный костюм: головной убор в свете этнических воззрений //Буддизм Ваджраяны в России: Исторический дискурс и сопредельные культуры. Коллективная монография. Научное издание / Отв.редактор Е. В.Леонтьева; сост. В. М. Дронова. — М.: Алмазный путь, 2019. — 570 с.
3.Белицер В. Н. Народная одежда мордвы. – М.: Наука, 2016. - 216 с.
4.Валькевич С.И. Русский костюм в историко-культурном контексте. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 14.02.2021).
5.Вейс Г. История культуры народов мира: Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. Обычаи и нравы. – М.: Эксмо, 2017. – 960 с.
6.Вихляев В.И. Происхождение древнемордовской культуры. - Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2018. - 132 с.
7.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 14.02.2021).
8.Доде З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. — М.: Издательская фирма «восточная литература» РАН, 2017. – 430 с.
9.Ефимова Л.В. Эстетическое значение в дизайне формы головного убора женского костюма. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 14.02.2021).
10.Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. - М., Проспект, 2017. – 350 с.
11.Зеленин Д.К. Женские головные уборы восточных (русских) славян. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 14.02.2021).
12.Зеленин Д. К. Русская этнография. – М.: Ин-т русской цивилизации, 2016. - 672 с.
13.Калашникова Н.М. Народный костюм: семиотические функции: Учебник для вузов культуры и искусства. - Саратов, Этно, 2017. – 374 с.
14.Каминская Н.М. История костюма. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.bookvoed.ru(дата обращения 14.02.2021).
15.Каргин А.С. Народная художественная культура. - М.: АСТ, 2017. - 356 с
16.Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре. – М.: Проспект, 2015. - 383с.
17.Корнишина Г.А. Знаковые функции и символические категории традиционной мордовской одежды в свадебном цикле // Финно-угорский мир. - 2019. - № 3. - С. 66–77.
18.Корнишина Г.А. Этническая структура и особенности этнокультурного функционирования мордовского населения Ульяновской области // Финно-угорский мир. - 2018. - № 2. - С. 77–89.
19.Корнишина Г.А., Писарев Е.А. Социовозрастная регламентация головных уборов мордвы // XLV Огаревские чтения. - 2017. - № 2. - С. 28–33.
20.Кручинкина Е.В. Височные украшения женского головного убора мордвы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 14.02.2021).
21.Кузьминова И.А. Номинации головных уборов как экспликаторы этнокультурной информации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru(дата обращения 14.02.2021).
22.Лузгин А.С. Народные промыслы мордовского края. Вторая половина XIX – начало XX в. (этнокультурные аспекты). - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2016. - 272 с.
23.Мерцалова М.Н История костюма. – М.: Искусство, 2018. – 200 с.
24.Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 14.02.2021).
25.Мирзоева Н.А. Женский головной убор как этнографический термин. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 14.02.2021).
26.Ожегов С.Ю. Словарь русского языка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 14.02.2021).
27.Рассел Б. Художественная вышивка: узоры, схемы, инструкции. - М.: Ниола 21-й век, 2017. - 112 с.
28.Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 14.02.2021).
29.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 14.02.2021).
30.Цагараев В. Искусство и время. — Владикавказ, Издательство «Ир», 2017. – 280 с.
31.Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие. - М.: Гардарика, 2018. - 400 с.
32.Чесняк М.Г. Дизайн традиционных женских головных уборов как символика взаимосвязи с окружающей средой. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 14.02.2021).
33.Чесняк М.Г. Традиционные девичьи и женские головные уборы: символика и дизайн. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 14.02.2021).
34.Шахматов А.А. Мордовский этнографический сборник. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 14.02.2021).
35.Шигурова Т.А. Народная одежда в жизни общества // Культура и искусство. - 2018. - № 12. - С. 62–67.
36.Шигурова Т.А. Семантика картины мира в традиционном костюме мордвы: моногр. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2018. - 154 с.
Читать дальше