Введение 3 Глава 1. Экклезиологический аспект Евхаристии. Церковь как Тело Христово 6 1.1 Мистический и канонический аспекты Евхаристии 6 1.2. Евхаристия в апостольских посланиях 8 1.2 Свидетельство апостола Павла 13 1.3 Экклезиология доникейских отцов 16 Глава 2. Эволюция учения о Церкви после эпохи Константина Великого 21 2.1. Василий Великий и Иоанн Златоуст о Евхаристии 21 2.2. Иоанн Дамаскин и его понимание Евхаристии 29 2.3. Симеон Новый Богослов и его взгляды на евхаристию 31 Глава 3. Возрождение евхаристической экклезиологии в XX столетии 36 3.1 Богословие Николая Афанасьева 36 3.2 Церковь как народ Божий, объединенный вокруг Христа 42 Заключение 44 Библиографический список 46

Евхаристия. Церковь в контексте святоотеческого учения.

курсовая работа
Философия
50 страниц
66% уникальность
2021 год
44 просмотров
петреева ю.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Экклезиологический аспект Евхаристии. Церковь как Тело Христово 6 1.1 Мистический и канонический аспекты Евхаристии 6 1.2. Евхаристия в апостольских посланиях 8 1.2 Свидетельство апостола Павла 13 1.3 Экклезиология доникейских отцов 16 Глава 2. Эволюция учения о Церкви после эпохи Константина Великого 21 2.1. Василий Великий и Иоанн Златоуст о Евхаристии 21 2.2. Иоанн Дамаскин и его понимание Евхаристии 29 2.3. Симеон Новый Богослов и его взгляды на евхаристию 31 Глава 3. Возрождение евхаристической экклезиологии в XX столетии 36 3.1 Богословие Николая Афанасьева 36 3.2 Церковь как народ Божий, объединенный вокруг Христа 42 Заключение 44 Библиографический список 46
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Божественная Евхаристия является средоточием всей церковной жизни и основой духовной жизни каждого православного человека. Святое Причащение имеет важное значение в духовной жизни каждого члена православной Церкви Христовой. Евхаристического богословия занимает центральное место в церковном богословии. Второй раздел посвящен евхаристической практике.


Не хотите писать диплом сами? Попробуйте заказать написание дипломной работы по бухгалтерскому учету у Work5! Мы выполним работу в соответсвии со всеми требованиями вашего ВУЗа.


. Евхаристия наилучшим образом раскрывает людям Православную веру. Она «заключает в себе спасительное действие Креста для всех времен». Все церковные Таинства в той или иной степени соединены с Евхаристией. Не смотря на длительный период изучения Евхаристии, в отечественном богословии не сложилось еще единого понимания и взгляда на данное Таинство. Различные священники по-разному рассматривают необходимую частоту причастий, необходимость тех или иных приготовлений к евхаристии со стороны верующих и т.д. Поэтому изучение Евхаристии не потеряло актуальность и в наши дни. Обзор литературы. Так как Евхаристия является одним из важнейших Таинств Церкви, то ее исследование становится центральным элементом богословия практически каждой исторической эпохи. Методологически следует различать изучение евхаристии в трудах Святых отцов и даже апостолов, данные исследования могут быть рассмотрены как непосредственные источники в работе. Евхаристия изучается также и «светскими учеными», например историками, исследующими процесс исторического развития Церкви. Кроме того изучение евхаристии в литературе происходит с двух позиций. Первая - это изучение Причастия как некого мистического таинства, вторая позиция - это исследования Евхаристии как церковного обряда или своеобразного ритуала. При таком подходе исследователи обращают внимании на структуру обряда, подготовительный этап, временной график и т.д. В качестве основных источников при выполнении данной работы выступали непосредственные труды Святых Отцов, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина и Симеона Богослова, а также четыре святых Евангелия и Ветхий Завет. Большое количество исторических фактов развития церкви (в том числе и Восточной) содержит труд Филипп Шаффа «История христианской Церкви». Также в работе использовались материала по истории Византии . Научные статьи ведущих исследователей и богословов привлекались для освещения отдельных исторических этапов становления учения о Евхаристии. Так сравнение трудов Иоанна Златоуста и Василия Великого подробно изложено в работе известного советского богослова Дмитрия Успенского. Работа Арнца М. показала сравнение понимания Евхаристии у Западной и Восточной Церкви. Фундаментален труд «Евхаристия» Киприана Архимандрит (Керна). Научную ценность представляет работа Бориса Ивановича Сове. Объект исследования – обряд и таинство святой Евхаристии. Предмет исследования - трансформационные изменения Евхаристии в историческом развитии святоотеческого учения. Цель работы: раскрыть особенности понимания Евхаристии на разных этапах развития святоотеческого учения в контексте традиций Православной церкви. Данная цель обусловила решение следующих исследовательских задач: 1). Дать теоретическую характеристику мистической и канонической основы Евхаристии. 2) Определить основные представления Евхаристии в апостольских посланиях. 3) Охарактеризовать особенности евхаристии в трудах и понимании доникейских отцов I-III вв. 4) Рассмотреть эволюцию учения о Церкви после эпохи Константина Великого на примере трудов Василия Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина и Симеона Богослова. 5) Раскрыть особенности возрождение евхаристической экклезиологии в XX столетии в контексте работ Николая Афанасьева и Святителя Игнатия (Брянчанинова). 6) Определить значение Церковь как народа Божьего, объединенного вокруг Христа. Методологической основой исследования стал принцип историзма. Развитие понимания евхаристии последовательно рассмотрено в хронологическом порядке с 30-х гг. I века до XX века. Аналитический метод применялся при рассмотрении евхаристии в контексте общих исторических изменений Церкви. Сравнительный принцип использовался при сопоставлении понимания евхаристии разными святыми отцами, жившими в различные исторические эпохи. Системный метод предполагал комплексное рассмотрение евхаристии и как церковного обряда, и как одного из таинств Церкви и как мистического личностного акта единения человека с Богом. Структура работы представлена введением, основной частью (состоящей из трех глав), заключением и библиографическим списком.

Читать дальше
Обобщая весь вышеизложенный материал в работе, можно сделать следующие выводы. Евхаристия - это одно из главных церковных Таинств христианской церкви, имеющее двойственную природу. Во-первых, евхаристия - это определенный канонический обряд, имеющий свои правила и атрибутику проведения. Святое Причастие занимало значимое место как воскресное таинство в календарном плане всякой церкви. С другой стороны, Евхаристию можно рассматривать как некий мистический акт, приобщения через освященные хлеб и вино к Телу и Крови Иисуса Христа. Участвуя в Таинстве, христианские верующие присутствуют при действительном воспоминании жертвы Господа Иисуса Христа и благодарят Его за спасение всего человечества. В жертве и благодарении состоит истинная сущность Евхаристии. Для евхаристического учения Нового Завета характерна именно христоцентричность. Евхаристия как Тайная Вечеря является центральным сюжетом всех четырех признанных вариантов Евангелия. При этом понимание Евхаристии святых апостолов не тождественно сегодняшнему взгляду. Так, например Святой Павел считает ее продолжением трапезы - агапии. По мере развития христианства возникают разные географические центры толкования Евхаристии. Так в учениях и трудах доникейских отцов церкви I-III веков можно наблюдать сразу три разных представления о Евхаристии: восточное, североафриканское и александрийское. Первое из них, Игнатия и Иринея, наиболее соответствует мистическому характеру отправления евхаристии и особенностям современного века, тяготеющего к католичности. Развития учения о Евхаристии в I тысячелетии в рамках Восточной Церкви шло в работах известнейших святых отцов. Евхаристию рассматривали как некий обряд, завершающий святую Литургию. Исследовали необходимость специальной подготовки к ней. Евхаристия понимается как реальное единение с Телом и Кровью Спасителя. В новое историческое время развитие Евхаристии в Российской империи переживало своеобразную паузу. В практике стало складываться подход на уменьшение частоты Причастий в церковном календаре, пока не было определено ежегодное обязательное Причастие. В конце XIX- начале XX в русской православной общности наметилось изменение позиции к Евхаристии, но события Октябрьской революции резко затормозили всю церковную жизнь в России. Сегодня дискуссии о формах, предназначении, сущности Евхаристии еще не окончены. Не смотря на то, что целом в Русской Православной Церкви сложился единый канон и понимание святого Таинства, отдельные аспекты Евхаристии еще долго будут оставаться предметом научных дискуссий ведущих богословов нашей страны.
Читать дальше
Источники 1. Афанасьев Николай, протопресвитер. Евхаристия — основная связь между католиками и православными [Электронный ресурс] //Ахилла. Режим доступа: https://ahilla.ru/evharistiya-osnovnaya-svyaz-mezhdu-katolikami-i-pravoslavnymi/ (дата обращения: 15.04.2021) 2. Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Духа Святого / Протопресвитер Николай Афанасьев. – Париж: YMKAPRESS, 1971. – 332 с. 3. Божественная Литургия святого отца нашего Василия Великого [Электронный ресурс] //Азбука веры. Режим доступа: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestvennaya-liturgiya-svyatogo-otcza-nashego-vasiliya-velikogo/ (дата обращения 13.04.2021). 4. Божественная литургия святого Иоанна Златоуста. Текст службы [Электронный ресурс] Режим доступа:? http://hramyauza.ru/bozhestvennaya-liturgiya-svyatogo-ioanna-zlatousta-tekst-sluzhby/ (дата обращения 14.04.2021) 5. Великий Василий. Святого Василия из 27 главы книги о Святом духе, к блаженному Амфилохию// Канонические правила Православной церкви с толкованиями. Правила святых отцов - Правила святого Василия Великого. [Электронный ресурс] //Азбука Веры. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pravila-svyatogo-vasiliya-velikogo-s-tolkovaniyami/9 (дата обращения 14.04.2021) 6. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. – М.: Благовест, 2014. - 270 с. 7. Книга Пророка Исаии. Ветхий завет. [Электронный ресурс]//Сайт Русской православной церкви. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/bible/isa/ (дата обращения: 12.04.2021) 8. Евангелие от Иоанна. Новый завет [Электронный ресурс]//Сайт Русской православной церкви. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/bible/jn/ (дата обращения 12.04.2021) 9. Евангелие от Луки. /Ивлиев И. – М.: ББИ (Библейско-Богословский институт), 2019 .- 568 с. 10. Евангелие от Марка. Богословско-экзегетический комментарий. Архимандрит Ианнуарий Ивлиев И. - М.: ББИ (Библейско-Богословский институт), 2020.- 424 с. 11. Новый Завет. Евангелие от Матфея./Ред. Дмитриенко А., Петрова Е. – СПб.: Вита-Нова, 2016.- 304 с. 12. Святитель Игнатий (Брянчанинов) о значении Евхаристии в спасении человека. Часть 1,2. [Электронный ресурс] //Православие Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/5894.html (дата обращения: 15.04.2021) 13. Святой Иоанн Златоуст. Толкование на Второе послание к Коринфянам. Беседа 18, 3. Творения в русском переводе. Т. X, кн. 2.- СПб., 2014. – 78 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hram-stavropol.cerkov.ru/files/2016/07/TOLKOVYY_PUTEVODITEL_PO_LITURGII_SVYaTITELYa_IOANNA_ZLATOUSTA__0.pdf (дата обращения: 14.04.2021). 14. Святитель Игнатий (Брянчанинов) о значении Евхаристии в спасении человека. Часть 1,2. [Электронный ресурс] //Православие Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/5894.html (дата обращения: 15.04.2021) 15. Священнейшая Евхаристия — узы любви. Св. Иоанн Златоуст. Беседа 11 на Деяния. Полное собрание творений. Т. IX. СПб., 1903. - 360 с. [Электронный ресурс] //Сайт Благочиния. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/11_1/ (дата обращения: 13.04.2021) 16. Симеон Богослов. Гимн 30. Благодарение Богу за дары, которых (св. Отец) удостоился от Него. И о том, что достоинство священства и игуменства страшно даже для Ангелов. [Электронный ресурс] //Азбука Веры Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/gimny/30 (дата обращения: 13.04.2021) 17. Таинство Евхаристии. Православное учение о церковных Таинствах. Том 1. [Электронный ресурс] //Азбука веры. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pravoslavnoe-uchenie-o-tserkovnyh-tainstvah-tom-1/2_5 (дата обращения: 12.04.2021) 18. Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995.- 863 с. Литература 19. Агапов О. Некоторые аспекты понимания таинства Евхаристии в христианском богословии ХХ века Электронный ресурс//Слово богослова. Режим доступа: https://slovo-bogoslova.ru/theology/nekotorye-aspekty-ponimaniya-tainstv/ (дата обращения: 12.04.2021) 20. Алфеев И. Святоотеческое учение о евхаристии. Православие. Том 2. [Электронныйq ресурс] //Православие. Режим доступа: http://pravoslavie.by/page_book/81128 (дата обращения: 14.04.2021) 21. Арнац М. Евхаристия Востока и Запада. М, 1999.- 50 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://arranz.canto.ru/files/eucharistia.pdf (дата обращения 13.04.2021) 22. Бекман В.А. Встреча человека и Бога в таинстве Евхаристии [Электронный ресурс] //Слово Богослова. Режим доступа: https://slovo-bogoslova.ru/theology/vstrecha-cheloveka-i-boga-v-tainstve-evkh/ (дата обращения 13.04.2021) 23. Бернхард Г. Евхаристия и наша повседневная жизнь.- М.: Издательство Францисканцев, 2000.- 170 с. 24. Византия между Востоком и Западом/ Ред. Литаврин Г.Г. - СПб: Алетейа, 2001. – 539 с. 25. Гейченко А. Образ Церкви как Божьего народа в современной экклесиологии//Богословские размышления. Спец.выпуск ОБС.- 2014.- С. 31-57. 26. Горянов К. Богословские аспекты таинства Евхаристии.//Христианское чтение. -2008.- №29.- С.5-21. 27. Добыкин Д.Г., Тарнакин Н.А. Православные библеисты в богословских диалогах с инославными (1964-1982 гг.)//Христианское чтение. – 2018.- №2.- С.68-78. 28. Евхаристический канон в литургии Василия Великого. Православие Том 2. [Электронный ресурс] //Православие. Режим доступа: http://pravoslavie.by/page_book/81118 (дата обращения: 14.04.2021) 29. Кагарлыкский А.Б. Евхаристический аспект единства Церкви и критика абсолютизации ее иерархически-канонического принципа единства//Научные ведомости. Философия. Социология. Право.- 2019.- №2.- С. 312-217. 30. Киприан Архимандрит (Керн). Евхаристия. – М.: Храм Космы и Дамиана на Маросейке, 2006.- 335 с. 31. Михайлов Ф.Б. Святоотеческая герменевтика Таинства Евхаристии//Вестник ПСГТУ. Богословие. Философия.- 2008.- №4.- С. 40-51. 32. Кожухаров Н., епископ. Богословие святой Евхаристии: Курс лекций. - М., 1971.- 260 с. 33. Николайнен А.Т. Евстархия в свете исследований священного писания Нового завета. С.188-192. Электронный ресурс//Богословские труды. Режим доступа: http://www.btrudy.ru/resources/BT11/188_Nikolainen.pdf (дата обращения: 13.04.2021) 34. Нотин А. Народ Божий как выражение Церкви Христовой. Электронный ресурс Режим доступа: http://pereprava.org/society/1096-narod-bozhiy-kak-vyrazhenie-cerkvi-hristovoy.html (дата обращения 15.04.2021) 35. Пихкала Ю. Народ Божий: исторические и богословские перспективы//Религия, церковь, общество.- 2016.- №5.- С. 18-33. 36. Полещук Д.Ю. Развитие евхаристической терминологии в восточном богословии в I тысячелетии//Труды коломенской духовной семинарии. - 2019.- №13.- С.110-121. 37. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 10. [Электронный ресурс] //Азбука веры. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/10 (дата обращения: 13.04.2021) 38. Рогатенюк И.Ю. Понятие «Народ Божий» в контексте соотношения Ветхого и Нового заветов//Церковь. Богословие. История. Материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции, посвященной 100-летию мученической кончины святых Царственных страстотерпцев и их верных спутников. 2019.- С.171-177. 39. Рапеко А. Евхаристия в Первом послании апостола Павла к Коринфянам// LABORATORIUM BIBLICUM.- 2020.- №8.- С. 55-61. 40. Святая Евхаристия в исторической перспективе и современной церковной практике [Электронный ресурс] //Азбука Веры. Режим доступа: https://azbyka.ru/svyataya-evxaristiya-v-istoricheskoj-perspektive-i-sovremennoj-cerkovnoj-praktike (дата обращения: 13.04.20210) 41. Слесарев С.В. Учение о таинстве священства в системе евхаристического богословия протопресвитера Николая Афанасьева //Труды Минской духовной академии.- 2012.- №10.- С.97-104. 42. Смирнов Е.И. История христианской Церкви. – Издание 2-е, исправленное – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. - 768 с. 43. Сове Б.И. Евхаристия в древней церкви и современная практика/Живое предание. - Париж, 1997. - 15 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hrampm.org/userfiles/library/liturgicsresearch/%5Bsove_b%5Devharistiya_v_drevnej_tserkvi_i_sovremennaya_praktika.pdfhttp://hrampm.org/userfiles/library/liturgicsresearch/%5Bsove_b%5Devharistiya_v_drevnej_tserkvi_i_sovremennaya_praktika.pdf (дата обращения: 13.04.2021) 44. Успенский Д. Молитвы евхаристии Св. Василия Великого и Св. Иоанна Златоуста (в чине православной литургии) // БТ. 2. М., 1961 [1963]. С. 63–76. [Электронный ресурс]//Богословские труды. Режим доступа: http://www.btrudy.ru/resources/BT2/63_Uspensky.pdf (дата обращения: 14.04.2021) 45. Филоненко А.С. Богословие общения и евхаристическая антропология //Философия религии. Альманах.- 2011.- №2010-2011. - С.241-251. 46. Харук А. М. Образ Евхаристии в Первом послании апостола Павла к Коринфянам // LABORATORIUM BIBLICUM: сборник студенческих научных работ по библеистике. - 2019. - Выпуск 7. - С. 12-15. 47. Харчлаа, Платон. Толкование Новозаветных посланий и книги Откровения / Платон Харчлаа. – Киев: Пресса Украины, 1983. – 593 с. 48. Чекалова А.А. Быт и нравы византийского общества // Культура Византии IV-VII в. – М.: Наука, 1984. – С. 630-667. 49. Шафф Ф. История христианской Церкви Том II Доникейское христианство (100 — 325 г. по P. Χ.) Историко-религиозное издание. — 2-е изд. - СПб.: Библия для всех, 2010. – 590 с. 50. Шмеман А. прот. Евхаристия — Таинство Царства. М., 1992. - 72 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Направления совершенствования моделей организации и управления проектам ГЧП на железнодорожном транспорте
Количество страниц:
17
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
Продвижение туристической компании в социальных сетях
Количество страниц:
35
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Менеджмент туризма
курсовая работа
Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства
Количество страниц:
31
Оригинальность:
42%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Транспорт
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image