Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы организации В.Ф. Одоевским детских приютов в России................................................................................................6
1.1. Философские, религиозные и общественно-политические взгляды В.Ф. Одоевского..............................................................................................................6
1.2. Общепедагогические идеи В.Ф. Одоевского..............................................14
1.3. Организация В.Ф. Одоевским детских приютов в России и характер их деятельности........................................................................................................16
Глава 2. Построение В.Ф. Одоевским воспитательно-образовательного процесса в детских приютах России...................................................................23
2.1. Воспитательные ценности детских книг В.Ф. Одоевского как целевой ориентир содержания воспитания в детских приютах....................................23
2.2. Методика элементарного образования В.Ф. Одоевского основа организации обучения в детских приютах......................................................28
2.3. В.Ф. Одоевский о требованиях к личности смотрительницы детского приюта и их подготовке...................................................................................38
Заключение...........................................................................................................44
Список литературы............................................................................................45
Приложение А.....................................................................................................48
Приложение Б.......................................................................................................49
Приложение В...................................................................................................50
Читать дальше
Историко-педагогическое исследование деятельности В.Ф. Одоевского по организации детских домов в России, его мировоззрение, литературно-педагогическое наследие, педагогические взгляды, идеи, его методические рекомендации и педагогический опыт позволили представить В.Ф. Одоевского как выдающегося учителя-гуманиста первой половины. XIX века, один из основоположников гуманистического направления в русской педагогике.
В результате анализа мировоззрения и социальных убеждений В.Ф. Одоевского мы пришли к выводу, что философские, религиозные и социально-политические взгляды учителя различаются в единстве и система этих взглядов пронизана идеями гуманизм. Исследование доказывает, что философское идеалистическое мировоззрение, высокие духовные потребности, религиозные идеалы, либеральные социально-политические взгляды В. Ф. Одоевского определили принципы и особенности его педагогической системы, явились основой его деятельности по организации детских домов в России.
Исследование показало, что система педагогических взглядов В. Ф. Одоевского построена на определенной теоретико-методологической основе и обобщении передового европейского и российского педагогического опыта. Педагогическая система В. Ф. Одоевского отвечала на ключевые вопросы образования первой половины XIX века - цели, задачи и содержание народного образования, соотношение общего и специального, европейская традиция и национальный принцип в российском образовании и др.
Определяя цели и задачи образования, В. Ф. Одоевский исходил из западноевропейской образовательной традиции, из культурных ценностей российской педагогики и учитывал экономические и политические требования переходного периода реформ. В. Ф. Одоевский разработал новую концепцию образования: взаимозависимость образования и развития. Все сводится к тому, что воспитание - это продуманное, проникнутое уважением к личности ребенка влияние учителя, соответствующее процессу его естественного развития. Цель образования, по мнению В. Ф. Одоевского, - воспитание человека. Он должен быть направлен на привитие детям гуманных альтруистических черт психики.
В. Ф. Одоевский одним из первых в России начал развивать идею национальности образования. Он не был согласен с толкованием этой концепции ни со славянофилами, ни с западниками, равно как и не понимал ее в том смысле, который предложил министр народного просвещения С.С. Уваров (как преданность Православию и самодержавию). В. Ф. Одоевский считал, что особенности нации формируются благодаря стечению различных обстоятельств: физиологических, климатических, культурных, поэтому образование имеет определенный национальный характер. Однако это учение В. Ф. Одоевского не противоречит его взглядам на общечеловеческое значение науки и культуры. Более того, он не отделяет национальность от человечности, а предлагает естественную связь между национальностью и человечностью и видит в этом перспективу ее развития.
В. Ф. Одоевский выступал за всеобщее обязательное образование и активно разрабатывал вопросы содержания начального образования, методов и форм организации обучения в детских домах и сельских школах. Он, один из первых русских педагогов в условиях 30-40-х годов XIX века, заложил научное и реалистическое направление в воспитании, выработав конкретные методические рекомендации, которые стали основой для организации обучения в детских домах.
Читать дальше
1. Богданова Д.Р. Сказочник В.Ф. Одоевский. Традиция и новаторство / Д.Р. Богданова // Начальная школа: + -. — №4. — 2002. — С.75-77.
2. Большакова В.В. В.Ф. Одоевский о вопросах психологии воспитания и обучения детей / В.В. Большакова // Психологический журнал. — 1985. — №2. Т.6. - С. 145-150.
3. Боцяновский В.Ф. Князь В.Ф. Одоевский и общество посещения бедных в С.- Петербурге / В.Ф. Боцяновский. СПб., 1899. - 117с.
4. Булдакова Е.Р. Книга В.Ф. Одоевского «Русские ночи» и интеллектуальная культура его времени: Дисс. канд. филол. наук / Е.Р. Булдакова. -СПб., 1998.-214с.
5. Виргинский B.C. В.Ф. Одоевский как социолог и утопист / B.C. Виргинский // Вопросы истории. 1970. - № 2. — С. 196-204.
6. Врасский Б.А. Детская книжка для воскресных дней на 1833 год / Б.А. Врасский, В.Ф. Одоевский. СПб., 1833. - 137с.
7. Врасский Б.А. Детская книжка для воскресных дней на 1835 г./ Б.А. Врасский, В.Ф. Одоевский. СПб., 1834. - 97с.
8. Голубева О.Д. В.Ф. Одоевский / О.Д. Голубева. СПб., 1995. - 192с.
9. Егорова В.И. В.Ф. Одоевский в общественной жизни 20-40-х гг. XIX в.: Дисс. канд. филос. наук / В.И. Егорова. -М., 1989. -258с.
10. Евдокимова О.В. Труды предшественников наших. (о произведениях B.Ф. Одоевского для детей) / О.В. Евдокимова // О литературе для детей. Вып.31.-Л., 1988. С.75-89.
12. Из бумаг князя В.Ф. Одоевского // Русский архив. — 1874. — № 7. —1. C.27-54.
13. Кубасов И.А. Князь Владимир Федорович Одоевский. Биографический очерк / И.А. Кубасов. СПб., 1903. - 123с.
14. Лезин Б.А. Очерки из жизни и литературной деятельности кн. В.Ф. Одоевского / Б.А. Лезин. Харьков, 1907. - 184с.
15. Миронов Г. Владимир Одоевский, писатель, ученый, мыслитель / Г. Миронов // История. 1995. - № 26. - С.6.
16. Михайлова А. Перечитываем заново. Сказки дедушки Иринея / А. Михайлова // Дошкольное воспитание. 2001. - №1-2. - С.66-69.
17. Назиров Р.Г. Владимир Одоевский и Достоевский / Р.Г. Назиров // Русская литература. 1974. - № 3. - С.203-206.
18. Николаева С. Искусство «заманить воображение» / С. Николаева // Дошкольное воспитание. 1997.- №12. -С.76-79.
19. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения / В.Ф. Одоевский.-М., 1955.-369с.
20. Одоевский В.Ф. Последний квартет Бетховена / В.Ф. Одоевский. — М., 1982.-399с.
21. Одоевский В.Ф. Русские ночи / В.Ф. Одоевский. Л., 1975. - 371с.
22. Одоевский В.Ф. Сочинения в 2-х т. / В.Ф. Одоевский М., 1981. - Т. 1. - 365с.
23. Одоевский В.Ф. Сказки и повести для детей дедушки Иринея, собранные князем Одоевским / В.Ф. Одоевский. СПб.: тип. С.Глинки, 1838. -276с.
24. Одоевский В.Ф. Сказки и рассказы дедушки Иринея. Изд. 4-е. / В.Ф. Одоевский СПб: А.С. Суворин, 1903. - 243с.
25. Одоевский В.Ф. Сказки и сочинения для детей с 14 картинками, рисов. В.Е. Маковским и грав. на дереве Ю.Э. Конденом / В.Ф. Одоевский. М., 1871.- 145с.
26. Одоевский В.Ф. Сказки и сочинения для детей дедушки Иринея: Сказки, рассказы, пьесы / В.Ф. Одоевский / Составление, вступительная статья и примечания О.В. Глазыриной. — Смоленск: С ГПУ, 2005. 97с.
27. Пятковский А.П. Князь В.Ф. Одоевский. Литературно-биографический очерк в связи с личными воспоминаниями / А.П. Пятковский. — СПб., 1880.-305с.
28. Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Мыслитель писатель / П.Н. Сакулин. -М., 1913. — Т. 1. — Ч. 1. - 714с.
29. Семибратова И.В. Князь Владимир Федорович Одоевский: новые штрихи к портрету писателя и человека пушкинской эпохи / И.В. Семибратова // Русская словесность. — 1996. — №1. — С.33-35.
30. Соколовская С.А. Фантастическое в философско-эстетической концепции В.Ф. Одоевского: Автореф. дис. канд. филос. наук / С.А. Соколовская. М., 1989. - 17с.
31. Тарасов Д.Ф. Выдающийся просветитель и педагог дореформенной России В.Ф. Одоевский: Дисс. канд. пед. наук / Д.Ф. Тарасов. - М., 1963.-501с.
32. Тарасова С. После почти векового забвения / С. Тарасова // Дошкольное воспитание. — 2003. №6. - С.68-71.
33. Турьян М.А. Предвидения В.Ф. Одоевского / М.А. Турьян // Русская речь. 1988. - № 3. - С.31-33.
34. Турьян М.А. Странная моя судьба / М.А. Турьян. М., 1991. - 399с.
35. Халюта О. Российское образование в лицах. В.Ф. Одоевский / О. Ха-люта // Вестник образования. 2002. - №4. - С.3-7.
36. Чувашев И.В. В.Ф. Одоевский о первоначальном воспитании и обучении детей в России: Дисс. канд. пед. наук / И.В. Чувашев. — М., 1946. — 184с.
Читать дальше