Введение…………………………………………………………………….3
1. Гусли, как этнографический предмет славян в музейной среде……...4
2. Гусли в публикациях в различных изданиях…………………………..8
3. Гусли в непосредственной среде бытования…………………………10
Заключение………………………………………………………………..13
Библиографический список………………………………………………15
Приложение……………………………………………………………….16
Читать дальше
Традиционные музыкальные инструменты и, в частности, русские гусли, представляют собою сложный социокультурный феномен, развитие и функционирование которого находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими компонентами культурного и социального пространства, что обуславливает необходимость изучения их не только как объекта музыковедения, инструментоведения, но и как этнографического предмета славянских народов. Однако, при наличии немалого числа блестящих музыковедческих, инструментоведческих работ, мощного пласта накопленного эмпирического материала, связанного с гуслями как традиционным музыкальным инструментом, рассмотрение данного феномена с точки зрения его социально-культурного развития и функционирования, как предмета культурологического осмысления не получило пока необходимого научного продвижения.
Этнографические записи гусельной музыки показывают у лучших гусляров удивительное владение исполнительскими и фактурными возможностями, которые рождаются, по меткому замечанию А.М. Мехнецова, «в сложном комплексе звуковысотных отношений, возникающем на основе простого (даже, казалось бы, примитивного) сопоставления отдельных «голосов» или созвучий диатонического звукоряда».
Источник звука на гуслях - натянутые гибкие струны, каждая из которых настроена на нужную высоту звука. Звук извлекается подушечками пальцев или медиатором.
Гусли, имеющие большое разнообразие видов, отличаются по форме, количеству струн, размеру и настройке. Одни инструменты настраиваются по хроматизму, другие имеют диатонический строй, который может быть изменен по желанию исполнителя. Чем сильнее натянута струна, тем выше издаваемый звук. На разных видах гуслях используются различные приемы звукоизвлечения, такие, как щипок (пиццикато), арпеджио, бряцание, глиссандо, тремоло и другие.
Читать дальше
1. Вертков К. Русские народные музыкальные иструменты. М.: Издательство «Музыка», 1975. 280 с.
2. Вышко Н.Г. Русские народные музыкальные инструменты: учеб. пособие. Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2011. 85 с. 90.
3. Гусли: история, видео, интересные факты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://soundtimes.ru/narodnye-instrumenty/gusli (дата обращения: 13.05.2021)
4. Гусли – музыкальный инструмент – история, фото, видео [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eomi.ru/plucked/gusli/ (дата обращения: 13.05.2021)
5. Имханицкий М. Возрождение исполнительства на многострунных безгрифных инструментах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alexamar.narod.ru/NEWS/ARTICLES/Imhangusli.html (дата обращения: 13.05.2021)
6. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: учеб. пособие для муз. вузов и училищ. Изд. 2, перераб. и дополн. М.: РАМ им. Гнесиных, 2018. 640 с., ил., нот.
7. Писняк Г.Н. Восточнославянская народная инструментальная музыка: курс лекций. Ч. 3. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2006. 140 с.
8. Штелин Якоб. Известия об искусстве танца и балетах в России (СПб., 1769 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mikv1.narod.ru/text/Stelin1935B.htm (дата обращения: 13.05.2021)
9. Эшпай Я.А. Национальные музыкальные инструменты. Йошкар-Ола: Марийское гос. издательство, М., 2002. – 128 с.
10. Яковлев В.И. Гусли татар Волш-Уральского региона // Материалы Республиканской научно-практической конференции «Народные музыкальные инструменты. Традиции и современность». Казань, 1999. С.43-48.
Приложение
Читать дальше