Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития зрительной и слухоречевой памяти у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием 5 1.1. Характеристики зрительной и слухоречевой памяти у дошкольников с нормальным психическим развитием 5 1.2. Особенности зрительной и слухоречевой памяти у дошкольников с нарушениями речевого развития 9 Глава 2. Эмпирическое исследование зрительной и слухоречевой памяти у дошкольников с речевыми нарушениями 16 2.1. Организация, методы и результаты исследования зрительной и слухоречевой памяти у дошкольников с речевыми нарушениями 16 2.2. Рекомендации для учителя–логопеда по развитию зрительной и слухоречевой памяти в рамках профилактической работы по предотвращению дисграфии и дислексии 24 Заключение 29 Список источников 31

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
68% уникальность
2021 год
21 просмотров
Евдокимова Е.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития зрительной и слухоречевой памяти у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием 5 1.1. Характеристики зрительной и слухоречевой памяти у дошкольников с нормальным психическим развитием 5 1.2. Особенности зрительной и слухоречевой памяти у дошкольников с нарушениями речевого развития 9 Глава 2. Эмпирическое исследование зрительной и слухоречевой памяти у дошкольников с речевыми нарушениями 16 2.1. Организация, методы и результаты исследования зрительной и слухоречевой памяти у дошкольников с речевыми нарушениями 16 2.2. Рекомендации для учителя–логопеда по развитию зрительной и слухоречевой памяти в рамках профилактической работы по предотвращению дисграфии и дислексии 24 Заключение 29 Список источников 31
Читать дальше
Актуальной проблемой в логопедии является всестороннее изучение общего недоразвития речи, которое характеризуется несформированностью всех средств языка и является наиболее распространенным речевым нарушением у детей дошкольного возраста. На фоне системных речевых нарушений у детей с ОНР задерживается развитие психических процессов. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно–волевой сфер: при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Выбор зрительной и слухоречевой видов памяти в качестве объекта исследования не случаен, так как небольшое количество специальных исследований, посвященных анализу особенностей памяти и условиям ее развития у детей с недоразвитием речи, не обеспечивает потребности коррекционно–педагогического процесса. Цель: дать сравнительную характеристику зрительной и слухоречевой памяти у дошкольников с речевыми нарушениями и разработать рекомендации по их развитию в рамках логопедической профилактической работы по предотвращению дисграфии и дислексии. Задачи: 1. Изучение общей и специальной литературы по развитию зрительной и слухоречевой памяти у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием. 2.Изучить состояние зрительной и слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и сопоставить полученные результаты.


Всех интересует заказ чертежей , оформить его можно на сайте Work5.


. 3. Разработать рекомендации для учителя–логопеда по развитию зрительной и слухоречевой памяти в рамках профилактической работы по предотвращению дисграфии и дислексии. Объект исследования: зрительная и слухоречевая память у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: состояние зрительной и слухоречевой памяти у дошкольников с речевыми нарушениями. База и организация: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 124, логопедическая группа – 22 детей в возрасте 5-6 лет. Методологическая основа исследования: – труды ученых, посвященные изучению психологических особенностей детей дошкольного возраста (В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков и др.) – труды ученых, посвященные профилактике дисгрфий и дислексий в дошкольном возрасте (Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.) Методы исследования: – теоретические – анализ синтез обобщения классификация и сравнения и т.д. – эмпирические – тестирование, наблюдение, эксперимент. Методики исследования: 1.Тест зрительной памяти «Узнавание фигур» (вариант теста Н.А. Бернштейна в модификации М.А. Рыбакова) 2.Методика «Запомни и найди» 3.Методика: «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия) 4.Методика: «Долговременная память» (А.Р. Лурия) Практическая значимость: разработанные рекомендации по развитию зрительной и слухоречевой памяти могут быть использованы логопедами в работе с дошкольниками с нарушением речи. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Памятью называется единство запечатления, запоминания, сохранения и воспроизведения. Человек удерживает в памяти все, что воспринимается, представляется, мыслится и переживается человеком. Память, как функция психики, тесно связана со всеми психическими процессами: с мышлением, восприятием, представлением и чувствами. Память определяет качество деятельности (учебной, трудовой, игровой) человека и сама развивается в процессе деятельности. Память является необходимым компонентом всех психических процессов, она обеспечивает цельность личности и способствует ее развитию. Расстройство памяти приводит к распаду личности, даже если другие психические процессы оказываются сохранными. Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком. Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. Зрительная память – вид памяти, который основывается на зрительном восприятии. Для того чтобы дети постепенно овладели техникой зрительной памяти, необходимо использовать игры и упражнения, построенные на реальных предметах. Лишь тогда, когда детям будет доступно легкое узнавание и запоминание, можно использовать цветные и черно-белые изображения предметов, схематические изображения и чертежи. Слухоречевая память в норме развивается своевременно и способствует развитию речи. Но у детей с общим недоразвитием речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, оказываются не сформированы психические процессы и компоненты языковой системы, такие как фонетика, лексика, грамматика. На экспериментальном этапе были отобраны методики, направленные на диагностику слуховой и зрительной памяти. В результате проведения констатирующего этапа исследования было определено, что среди детей с общим недоразвитием речи многие дети затруднялись в выполнении заданий по причине недостаточного развития зрительной и слуховой памяти, что в свою очередь зависит от развития речи; дети этой группы в состоянии запомнить ряд картинок, но у них наблюдаются сложности при их воспроизведении. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что с помощью составленного нами диагностического комплекса мы смогли выявить недостаточное развитие зрительной и слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Итогом диагностических мероприятий стал низкий уровень развития памяти. Это свидетельствует о том, что в дальнейшем необходима целенаправленная работа по ее развитию, например, посредством дидактических игр. В дидактических играх развивается настойчивость, стремление к успеху, совершенствуется мышление, память.
Читать дальше
1. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. – М., 2012. – 361 с. 2. Бадина, О. В. Возрастные особенности детей 4-5 лет по ФГОС / О. В. Бадина. М.: Просвещение, 2016. – 130 с. 3. Бакумова, С.П. Нейропсихологическое исследование неречевых функций детей дошкольного возраста с ОНР / С.П. Бакумова, И.В. Егорова // Специальное образование. – 2017. - Выпуск № X, том I. – С.17-19. 4. Волкова Л.Г. Методика психолого–логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики /Л.Г.Волкова. – СПб.: Детство – Пресс, 2004 – 141с. 5. Дубровина, Т. И. Особенности слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи / Дубровина Т. И.// Специальная психология. – 2010. – № 3–4. – С. 5–16. 6. Иванова, А. С. Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня / А. С. Иванова, Е. П. Андреева. // Молодой ученый. – 2016. – № 21 (125). – С. 819–822. 7. Кузнецова, Л.В. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) // Основы специальной психологии / Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с. 8. Левченко, И.Ю. Особенности памяти дошкольников с общим недоразвитием речи / И.Ю. Левченко, Т.И. Дубровина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – №2(56). – С.5–12. 9. Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / Ю.Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с. 10. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с. 11. Москалец, А.В. Особенности развития слухоречевой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А.В. Москалец // Специальное образование. – 2016. - № XII, том II. – С. 102-105. 12. Саитгалина, Э. С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста / Э. С. Саитгалина // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1-5. 13. Ушамирская, Г. Ф. Возрастная психология. Часть 1. Сборник студенческих работ / Г. Ф. Ушамирская ; отв. редактор, док. соц. наук, проф. Г. Ф. Ушамирская. – М.: Студенческая наука, 2013. – 1338 с. 14. Федотова, П.К. Состояние неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией / П.К. Федотова, Е.А. Логинова, // В сборнике: Специальное образование. Материалы XI Международной научной конференции / Под общей редакцией В.Н. Скворцова, Л.М. Кобрина (отв. ред.), 2015. – С. 204-208. 15. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г,В. Чиркиной – 4–е изд., доп. – М.: АПКТИ, 2005 – 240с. 16. Черемошкина, Л. В. Психология памяти : учебное пособие для вузов / Л. В. Черемошкина. – М. : Академия, 2012. – 368 с. 17. Черепанова, А.В. Использование информационных педагогических технологий в процессе коррекции дисграфии у учащихся начальных классов / А.В. Черепанова // Мир специальной педагогики и психологии. – Научно-практический альманах. – 2016. – С. 5–73. 18. Чиркова, Е. В. Игровая деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие / Е. В. Чиркова. – Астрахань: ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж», 2015. – 76 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Безопасность на воздушном транспорте и человеческих факторов в её обеспечении
Количество страниц:
60
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Логистика, управление запасами
дипломная работа
Эволюция эксцентриситетов межгалактических частиц после гравитационного захвата Юпитером
Количество страниц:
70
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Программирование
курсовая работа
Проблема самоотношения в психологии
Количество страниц:
32
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image