Памятью называется единство запечатления, запоминания, сохранения и воспроизведения. Человек удерживает в памяти все, что воспринимается, представляется, мыслится и переживается человеком. Память, как функция психики, тесно связана со всеми психическими процессами: с мышлением, восприятием, представлением и чувствами. Память определяет качество деятельности (учебной, трудовой, игровой) человека и сама развивается в процессе деятельности. Память является необходимым компонентом всех психических процессов, она обеспечивает цельность личности и способствует ее развитию. Расстройство памяти приводит к распаду личности, даже если другие психические процессы оказываются сохранными. Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.
Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.
Зрительная память – вид памяти, который основывается на зрительном восприятии. Для того чтобы дети постепенно овладели техникой зрительной памяти, необходимо использовать игры и упражнения, построенные на реальных предметах. Лишь тогда, когда детям будет доступно легкое узнавание и запоминание, можно использовать цветные и черно-белые изображения предметов, схематические изображения и чертежи. Слухоречевая память в норме развивается своевременно и способствует развитию речи. Но у детей с общим недоразвитием речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, оказываются не сформированы психические процессы и компоненты языковой системы, такие как фонетика, лексика, грамматика.
На экспериментальном этапе были отобраны методики, направленные на диагностику слуховой и зрительной памяти. В результате проведения констатирующего этапа исследования было определено, что среди детей с общим недоразвитием речи многие дети затруднялись в выполнении заданий по причине недостаточного развития зрительной и слуховой памяти, что в свою очередь зависит от развития речи; дети этой группы в состоянии запомнить ряд картинок, но у них наблюдаются сложности при их воспроизведении. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что с помощью составленного нами диагностического комплекса мы смогли выявить недостаточное развитие зрительной и слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Итогом диагностических мероприятий стал низкий уровень развития памяти. Это свидетельствует о том, что в дальнейшем необходима целенаправленная работа по ее развитию, например, посредством дидактических игр. В дидактических играх развивается настойчивость, стремление к успеху, совершенствуется мышление, память.