Введение...............................................................................................................3
1. Проблема учета человеческого фактора в структуре авиационной транспортной системы и возможные пути ее решения.....................................6
1.1. Человеческий фактор и проблема безопасности функционирования авиационной транспортной системы..................................................................6
1.2. Возможные пути решения проблемы снижения аварийности функционирования авиационной транспортной системы................................11
1.3. Существующие методы прогнозирования эффективности взаимодействия в летных экипажах и других коллективах авиационных специалистов........20
Выводы..............................................................................................................24
2. Существующие подходы к проблеме комплектования летных экипажей и других коллективов авиационные специалистов, использующие теорию интертипных отношений.....................................................................................26
2.1. Соционика: термины и определения...........................................................26
2.2. Интертипные отношения и их характеристика...........................................29
2.3. Команда и общие принципы ее комплектования........................................34
2.4. Традиционный соционический подход к комплектованию команды.......36
2.5. Особенности моделирования малых социальных групп............................39
2.6. Теория интертипных отношений на новом этапе.......................................40
2.7. Проблема соционической диагностики авиационного персонала.............41
Выводы...............................................................................................................44
3. Методика комплектования летных экипажей и других коллективов авиационных специалистов на базе специальных прогностических критериев эффективности взаимодействия..........................................................................45
3.1. Существующие соционические критерии эффективности взаимодействия......................................................................................................45
3.2. Выбор соционического критерия эффективности взаимодействия на базе анализа экспериментальных данных...................................................................46
3.3. Расчет предложенных критериев для летных экипажей авиакомпании «Атлант-Союз» и сравнение полученных результатов с экспертными оценками............................................................................................................47
3.4. Непосредственное определение эффективности взаимодействия в летных экипажах и других коллективах авиационных специалистов с целью проверки предложенного прогностического критерия......................................48
3.5. Предлагаемая методика комплектования летных экипажей и других коллективов авиационных специалистов с высокой эффективностью взаимодействия....................................................................................................50
3.6. Определение возможного социально-экономического эффекта от внедрения предлагаемой методики комплектования летных экипажей и других коллективов авиационных специалистов с высокой - эффективностью взаимодействия на базе соционических моделей.................58
Выводы.................................................................................................................60
Заключение............................................................................................................61
Литература............................................................................................................64
Читать дальше
Основная цель исследования заключалась в разработке методов и инструментов управления ресурсами человеческого фактора в авиации путем набора летных экипажей и других групп авиационных специалистов на основе специальных критериев прогнозирования эффективности взаимодействия с целью: количества происшествия в авиации из-за «человеческого фактора». В итоге можно выделить следующие основные результаты:
1. Анализ безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации показывает, что «человеческий фактор» является причиной около 80% авиационных происшествий. Примерно 7% всех происшествий, связанных с «человеческим фактором», происходят исключительно из-за нарушения взаимодействия между членами летного экипажа. Было обнаружено, что способствующим фактором является вмешательство членов экипажа в более чем 50% всех аварий. Значительное количество инцидентов и случаев повреждения воздушных судов на земле также связано с нарушениями взаимодействия в различных группах авиационных специалистов, выполняющих полеты. Поэтому проблема снижения негативного влияния Черноморского флота на безопасность полетов по причинам, связанным с нарушением взаимодействия между членами летного экипажа и между членами других профессиональных авиационных бригад, является важной и актуальной.
2. В настоящее время проблема учета человеческих взаимоотношений в летных экипажах решается исключительно за счет отработки приемов эффективного взаимодействия членов летного экипажа с использованием программ CRM и LOFT, да и вообще используется такой ресурс, как набор летных экипажей и другие группы авиационных специалистов. межличностные отношения не используются.
3. Принципиально новый подход, отличный от существующих прототипов, который может дать прогноз межличностных отношений на основе результатов специальной диагностики для детализации межличностных отношений в паре авиационных профессионалов для характеристики всех типов межличностных отношений, а не только их доминанта. Вид, разработка методов и средств системы управления ресурсами «Экипаж - Солнце», которые позволяют снизить негативное влияние Черноморского флота на безопасность. Правильность предложенного подхода подтверждается результатами экспертного опроса, проведенного Гаагским университетом и авиакомпаниями «Атлант-Союз» и «Азербайджанские авиалинии».
4. Анализ существующих диагностических методов по некоторым типологическим характеристикам показал, что в настоящее время нет прототипов тестов, валидность и надежность которых полностью доказаны. Это чрезвычайно сложная проблема, которая затрудняет использование различных подходов, основанных на классической теории интертипных отношений. С целью повышения надежности и достоверности диагностики некоторых типологических признаков на основе теории нечетких множеств была создана 4-я модификация специальной диагностической методики «ММ-1», полученная на основе анализа. из 846 анкет личности. Экспертная оценка с участием 157 участников тестирования показала, что доверительный интервал с доверительной вероятностью 0,95 находится в допустимых пределах. Весовые коэффициенты, пропорциональные сумме отклонений от центра и величине смещения центра, рассчитываются по общему совмещению ответов, что позволяет повысить диагностическую точность каждого типологического признака на 20 %.
5. Были предложены прогностические критерии для учета межличностных отношений как в паре, так и в летном экипажах, и на основе этих критериев был разработан метод разделения различных летных экипажей на команды (летные экипажи, диспетчерские смены, рабочие бригады). развитый. Исследования показали, что внедрение предложенной методики может снизить количество летных происшествий, связанных с нарушением взаимодействия между летным экипажем, примерно на 20%. Это подтверждают результаты, полученные в ходе подготовки летных экипажей Черноморского флота по программе «Командование России» в 2003-2005 годах.
6. Социальная выгода предлагаемой разработки заключается в повышении безопасности полетов за счет наполнения летных экипажей и других групп авиационных специалистов кандидатами с высокой психологической нагрузкой, что снижает негативное влияние ЧФ на безопасность и эффективность, надежность и безопасность полетов обещает система воздушного движения.
Читать дальше
1. Клюев А.В. Психологические аспекты проблемы «человеческого фактора» в авиационной аварийности: анализ и стратегия профилактики / А.В. Клюев, А.Н. Качалкин, Э.Б. Диденко, В.Е. Овчаров, Н.Г. Горбач. - М.: МАК, 2016.-85с.
2. Коваленко Г.В. Совершенствование профессиональной подготовки летного и диспетчерского состава / Г.В. Коваленко, Г.А. Крыжановский, Н.Н. Сухих, Ю.Е. Хорошавцев ; под ред. Г.А. Крыжановского. - М.: Транспорт, 2016.-320с.
3. Козлов В.В. «Человеческий фактор» как современная методология обеспечения надежного функционирования эргатических систем / В.В. Козлов // Безопасность жизнедеятельности. — 2015, № 7. - С. 7-10.
4. Лейченко С.Д. Анализ соционической модели экипажа / С.Д. Лейченко ; Акад. гражд. авиации // Подготовка авиационного персонала в области человеческого фактора (выпуск 2): Межвуз. темат. сб. научн. трудов. - СПб., 2015.-С. 49-55.
5. Малишевский А.В. Исследование методов и средств управления и планирования в сфере воздушного транспорта на базе соционических моделей / А.В. Малишевский, О.В. Ариничева // Научный вестник МГТУ ГА. Серия «Аэромеханика, прочность». -М. : МГТУ ГА, 2008. - № 125 - С. 186-190.
6. Малишевский А.В. CRM России: Проблемы и решения. Новый подход к формированию летных экипажей / А.В. Малишевский, Н.Ф. Михайлик // Авиаглобус. - 2000. - № 12 (20). -С.11
7. Михайлик Н.Ф. Новые подходы к предупреждению авиационных происшествий по человеческому фактору / Н.Ф. Михайлик, А.В. Малишевский, С.Д. Лейченко // Труды Общества независимых расследователей авиационных происшествий (выпуск 12а).-М.: ОРАП, 2016.-С. 186-198.
Читать дальше