В курсовой работе были рассмотрены общие особенности усадебной культуры, которая развивалась и в течение примерно ста лет, а затем, достигнув пика, постепенно сходила на нет, пока не была полностью уничтожена советской властью по классовым соображениям.
Не вызывает никаких сомнений, что такая форма жизни русского дворянства, как загородная усадьба (представлявшая собой целый комплекс строений с парком), оказала значительное влияние на всю русскую культуру XVIII-XIX в. И особенно ярко отразилась в литературе XIX – начала ХХ вв.
Усадьба является местом действия многих великих русских произведений мировой величины: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Отцы и дети», «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Вишневый сад» А. П. Чехова, рассказы и лирика И. А. Бунина и др. Усадьба выступает важнейшей частью хронотопа произведения (то есть его пространственно-временной организации). Образ усадьбы через описание его внешней архитектуры и внутренних помещений, через соотношение его с окружающей природой, через сравнение нескольких разных видов усадеб позволяет писателям передать дух эпохи, охарактеризовать героев, населяющих эти усадьбы, и передать их психологическое состояние, систему ценностей и жизненные цели.
Русская дворянская усадьба, в отличие от летней дачи, – это место постоянного проживания. Жизнь семей во многих поколениях протекала в этих родовых гнездах, от рождения до смерти. И забвение и разрушение усадеб у всех деятелей культуры и мыслящих современников вызывала пессимистические настроения. Нельзя сказать, что русские усадьбы как культурно-исторический феномен исчерпали себя и поэтому исчезли. Напротив, их культурный потенциал не был исчерпан, однако общественные коренные перемены не оставили им места в русском повседневной жизни, как не оставили места и самому сословию дворян, с которым в первую очередь и ассоциируется усадебная культура. Именно дворяне-помещики возводили усадебные комплексы, разбивали парки, занимались рационализацией сельского хозяйства, организовывали школы, собирали предметы искусства и культурный салоны в своих усадьбах.
В большинстве проанализированных произведений облик усадьбы, некогда прекрасный, изображен в период своего обветшания. Хотя есть и исключения, например, дом Ростовых (хотя это не загородная усадьба, а городская), тем не менее и этот дом оказывается покинут, так как в город приходит война.
Все в природе зарождается, развивается, достигает расцвета, дряхлеет и умирает. Это касается и плодов человеческого труда и культурных феноменов, так произошло и с дворянскими родовыми гнездами. Поэтому мотив оставленности, одиночества, забвения, грусти и ностальгии по утраченному величию преобладают в произведениях русских писателей второй половины XIX – начала XX вв., изображающих дворянские усадьбы и комплекс социальных и культурных проблем, существовавших вокруг этого феномена.