Введение 2 1. Проблемы семантики имен прилагательных как разных способов моделирования и репрезентации признаков. 5 1.1. Лексико-грамматические особенности имен прилагательных 5 1.2 Разряды прилагательных 6 1.3 Стилистическое использование имен прилагательных в художественной речи 9 2. Имена прилагательные в творчестве А.П. Чехова 12 3. Имя прилагательное как одно из средств выражения основной идеи рассказа А. П. Чехова «Анна на шее» 14 3.1. Анализ прилагательных в контексте произведения 14 3.2. Грамматический анализ прилагательных 19 3.3. Тематическая классификация прилагательных. 21 Заключение 24 Список литературы 26

Семантика качественных прилагательных (на материале произведений А.П. Чехова)

курсовая работа
Литература
25 страниц
80% уникальность
2021 год
148 просмотров
Крылов С.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 1. Проблемы семантики имен прилагательных как разных способов моделирования и репрезентации признаков. 5 1.1. Лексико-грамматические особенности имен прилагательных 5 1.2 Разряды прилагательных 6 1.3 Стилистическое использование имен прилагательных в художественной речи 9 2. Имена прилагательные в творчестве А.П. Чехова 12 3. Имя прилагательное как одно из средств выражения основной идеи рассказа А. П. Чехова «Анна на шее» 14 3.1. Анализ прилагательных в контексте произведения 14 3.2. Грамматический анализ прилагательных 19 3.3. Тематическая классификация прилагательных. 21 Заключение 24 Список литературы 26
Читать дальше
Имя прилагательное занимает важное место в современном русском языке. Оно находится на втором месте по количеству используемых слов после имен существительных и составляет около 20% общего словарного состава. Понимание значения прилагательных и умение их употреблять свидетельствуют об уровне коммуникативной компетенции изучающего человека, использующего русский язык для общения. Так как прилагательные не только помогают информативно, адекватно и в тоже время художественно-изобразительно сообщить любое речевое произведение, но и способны в разных своих формах служить выразителем субъективных коммуникативных задач автора речи. Изучение имени прилагательного на материале творчества великого русского писателя А. П.


Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по физической культуре. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!


Чехова имеет ряд преимуществ. Во-первых, это возможность объективным путем зафиксировать функции прилагательного, в значительной мере расширив представление о значениях этой части речи; во-вторых, определить объем прилагательных у данного автора и рассмотреть своеобразие их употребления. Обращение именно к творчеству А.П. Чехова не случайно. В первую очередь потому, что его наследие имеет огромное значение в русской и мировой литературе. Произведения А. П. Чехова, как общепризнанного классика, имеют статус художественного открытия и оказали большое влияние не только на литературу, но и на театральную драматургию XX века. Актуальность исследования заключается в том, что последние десятилетия в исследованиях в области лингвистики произошли существенные изменения, они касающиеся прежде всего цели и предмета изучения науки. Язык не является жесткой формальной культурой с точки зрения современной науки хотя бы потому, что служит важнейшим средством человеческого познания и общения. Это значит, что в нем находят отражение представления человека об окружающем мире. Поэтому язык должен изучаться в одном ряду с другими когнитивными способностями человека, такими как способность к категоризации, восприятие, мышление. И этим как раз объясняется тот интерес, который семантика как отрасль лингвистики проявляет по отношению к пограничным с нею областям знания: антропологии, психологии, герменевтике и прочим наукам, изучающим общие когнитивные механизмы человека. Анализируя сочетаемость единиц лексики в прямом и переносном значении, можно реконструировать цельный образ слова, который проявляется в языке. При этом важно обратить внимание на те существенные семантические характеристики, на основе которых происходит переход от исходного значения к переносному. Для этого необходимо сконцентрировать внимание на конечном результате метафорического переноса, как на языковой данности, а также на анализе возможных семантических сдвигов. Таким образом, научная новизна работы состоит в возможности рассмотреть слово в рамках его семантической целостности, то есть анализировать не только зафиксированные словарем прямые и переносные употребления, но и обратиться к изучению механизмов выводимости переносных значений и их взаимосвязи внутри семантической структуры слова. Объектом исследования является имя прилагательное как часть речи и особая система форм и категорий русского языка. Предметом исследования являются процессы определения семантики качественных прилагательных через их анализ на примере произведений А.П. Чехова. Целью исследования является выявления закономерностей изменения семантико-грамматических свойств прилагательных. Основная цель предопределила постановку и решение следующих задач исследования: - изучить произведения А.П. Чехова, позволяющие достичь цели исследования - выявить лексико-грамматические особенности существующих в русском языке прилагательных. - изучить стилистическое использование имен прилагательных в художественных произведениях. В работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. А именно: количественный метод (для уточнения числа различных частей речи, их принадлежности и сферы их употребления); метод индукции и дедукции (для классификации изученного материала); описательный метод (реализующийся в приемах сопоставления, обобщения, интерпретации и классификации исследуемых единиц)

Читать дальше
В русском языке имя прилагательное играет важную роль, прежде всего в художественных описаниях. При этом индивидуально-авторские особенности каждого писателя влияют на выбор тех или иных прилагательных и особенности их употребления. Через имена прилагательные передается атмосфера произведений, создается определенное настроение, отражается психологическое состояние героев. А. П. Чехов в своих произведениях уделял огромное внимание внешности образа героя, гармоничному сочетанию в нем внешнего и внутреннего. Характеризуя творчество этого писателя, можно сказать, что значительное число имен прилагательных одновременно характеризуют внешность и внутренне состояние или состояние здоровья героев: испитое лицо, хрупкая шея, краснощекий, грустный, несчастный и др. В подавляющем большинстве случаев А.П. Чехов описывает человека с плохим здоровьем или больного: бледный, несчастный, больной, водяночный и др. Данное обстоятельство можно объяснить особенностями профессии писателя: А.П. Чехов был земским доктором и очень часто имел дело с нездоровыми людьми. Прилагательные, часто выступая как такие тропы как метафоры и эпитеты дают возможность писателям и поэтам не только эффектно и полно описывать героев произведений, но и характеризовать социально-экономическое состоянии эпохи, составить историческую канву в произведении. Любой автор прилагательные чаще всего использует для характеристики внешности героев, определяя ее общую оценку, а также привнося в текст детальное описание внешних черт персонажей. Таким образом, читатель получает максимально точное представление о действующих лицах, изучаемого произведения, их человеческих качествах и внешних особенностях. Самой идеальной и универсальной частью речи для осуществления этой задачи является имя прилагательное. Нужно отметить, что прилагательные наиболее удобны при описании конкретных предметов или явлений, нежели абстрактных состояний. Описание окружающего мира с помощью прилагательных встречается несколько реже, в связи с тем, что сама обстановка обычно является только фоном где разворачиваются события. Окружающая героев обстановка, как было отмечено выше, служит раскрытию замысла автора и не играет первостепенной роли в произведениях. Если говорить о конкретном авторе и его произведениях, то у А.П. Чехова сохраняется низкая повторяемость прилагательных в рамках одного текста, что свидетельствует о мастерстве писателя, свободно использующего лексическое разнообразие русского языка и подбирающего в разных ситуациях наиболее яркие и подходящие прилагательные. Абсолютное большинство среди всех прилагательных составляют качественные, так как именно они позволяют охарактеризовать такую черту объекта, которая воссоздаёт его зримый, осязаемый образ и может затронуть эмоциональную сферу читателя. В то время как относительные прилагательные только указывают на связь предмета с другим предметом или явлением, качественные создают определенное представление о предмете, наделяют его формой, цветом, наполняют его конкретным содержанием. Центральными образами, которые описываются с использованием прилагательных как части речи для А.П. Чехова являются именно персонажи, а не обстановка, вещи или природа. Хотя и детали природы и окружающей героев обстановки направлены на раскрытие замысла писателя и описаны продумано для раскрытия общего представления о происходящем событии.
Читать дальше
1. Богданов С.И., Евтюхин В.Б., Князев Ю.П. и др.//Учебник СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009.- 450с. 2. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык: Лексикология, фонетика, морфология: Учебное пособие.// Изд.3-е.-М.: «ЛИБРОКОМ», 2009.- 369с. 3. Григорьева А. Д. Заметки о лексической синонимии. – Учеб. пособие/Отв. ред. К.А. Рогова. - М., 2001. - 201 c. 4. Современный русский язык: Учеб.пособие для филол. спец. вузов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др. / Под ред. В. А. Белошапковой. - М.: Азбуковник, 1999, - 390с. 5. Чехов А. П. Анна на шее М.: АЗБУКА, 2011. - 368с. 6. Диброва Е. И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Морфология. Синтаксис Е. И. Диброва. /Отв. ред. Е.И.Диброва – СПб: - СПбГУ, 2008, 452с. 7. Зиновьева Е. И. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного/Отв. ред. К. А. Рогова. СПб.: Филол. Фак-т СПбГУ, 2005. – 88 с. 8. Иванова Т. А. Имя прилагательное, имя числительное в аспекте РКИ: Учеб. пособие/Отв. ред. К.А. Рогова. –СПбГУ, 2003. –75 с. 9. Лекант П. А. Современный русский литературный язык / П. А. Лекант. - М.: Высшая школа, 1982. - 398 с. 10. Мясников Г. Ф. Стилистическое использование кратких и полных прилагательных в составе сказуемого//РЯШ. 1958. № 1 11. Шведова Н. Ю. Полные и краткие формы имен прилагательных в составе сказуемого в современном русском языке//Уч. зап. МГУ. 1952.- 100с. 12. Булгучева С.А. Прилагательные нефизической характеристики человека в современном русском языке: дисс. кандидата филол. наук.: 09.00.04/ Булгучева Светлана Александровна – М., 2004. – 230 с. 13. Горбачевич К. С. Синонимичные прилагательные в произведениях А.П. Чехова: дисс.канд. филол. наук.: 08.00.13/ Горбачевич Константин Сергеевич –– М., 2013. – 220 с. 14. Журинский А.Н. О семантической структуре пространственных Прилагательных // Леонтьев А. А. Семантическая структура слова. М.: Наука, 1971, с. 96-120. 15. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index—111071.html
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Антрополого-гуманистическая концепция семейного воспитания П.Ф. Каптерева
Количество страниц:
30
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
курсовая работа
Совершенствование мотивации труда работников предприятия
Количество страниц:
30
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Законодательная техника
Количество страниц:
32
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image