ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы региональной инвестиционной политики 6
1.1 Понятие «региональная инвестиционная политика» 6
1.2 Методы реализации региональной инвестиционной политики 9
1.3 Региональный инвестиционный стандарт 13
2 Формирование и реализация инвестиционной политики в Камчатском крае 16
2.1 Инвестиционный потенциал Камчатского края 16
2.2 Структура и полномочия органов, осуществляющих инвестиционную политику в регионе 19
2.3 Внедрение стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе 22
2.4 Рейтинг Камчатского края в Национальном рейтинге российских регионов по созданию условий благоприятного инвестиционного климата в регионе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Читать дальше
Современные парадигмы экономического развития формируют вектор, основанный на усилении глобальной интеграции рыночного пространства. При этом данная парадигма несет в себе ряд рисков для развивающихся и богатых ресурсами стран. Возможность превращения таких государств в сырьевой придаток более развитых государств вызывает необходимость проведения структурных преобразований в экономике.
Основным двигателем структурных экономических преобразований являются инвестиции. Инвестиции по своей сущности способны не только количественно, на и качественно расширить производственный потенциал. Благодаря осуществлению инвестиций в научные исследования и разработки обеспечивается развитие новых отраслей, повышается удельная добавленная стоимость производимой продукции, оптимизируется производство и, таким образом, обеспечивается структурный переход экономики в качественно новое состояние.
В современной экономической ситуации, сложившейся в том числе и в Российской Федерации, негосударственные экономические агенты принимают решения об инвестициях автономно. Государство может директивно формировать инвестиционные потоки только в отношении бюджетных затрат и затрат государственных корпораций. Особую актуальность директивные меры приобретают, когда принимается решение о реализации долгосрочных проектов, важных для общеэкономического развития. Частные инвесторы принимают решение об инвестировании, исходя из показателей коммерческой эффективности. При этом инвесторы чаще распределяют финансовые ресурсы в пользу кратко- и среднесрочных инвестиционных проектов в силу высокой неопределенности в отношении будущей экономической ситуации. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос поиска оптимального баланса между государственными и частными интересами.
Инструментом государственной инвестиционной политики, стимулирующей распределение инвестиций в соответствии с вектором социально-экономического развития, является государственная поддержка инвестиционных проектов. В современной практике используется широкий спектр инструментов государственной поддержки, в том числе финансовые, имущественные и организационные инструменты [10].
Эффективное развитие и функционирование регионов в значительной мере зависит не только от располагаемых ими всех видов ресурсов - производственных, трудовых, финансовых, природных, инновационных, но и от их рационального использования, проведения обоснованной инвестиционной политики. Последняя должна включать в себя управление распределением инвестиционных ресурсов региона для получения максимально возможного результата от инвестиционного потенциала региона.
Анализ и прогнозирование инвестиционного потенциала территорий представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирования любого региона. Причинами, обусловившими необходимость изучения и применения в управлении инвестиционными процессами методологий анализа и прогнозирования инвестиционного потенциала, являются необходимость повышения качества документов стратегического планирования в регионе и необходимость снижения тарифной нагрузки на бизнес.
Процесс апробации и внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе находится под постоянным общественным контролем со стороны Экспертных групп, которые осуществляют согласование Дорожных карт, мониторинг исполнения предусмотренных ими мероприятий, а также принимаемых во исполнение требований Стандарта документов. Данные экспертные группы являются общественными совещательными органами, состоящими из представителей регионального бизнес-сообщества, общественных, в том числе предпринимательских, объединений, а также местного экспертного сообщества. Все заседания Экспертных групп проводятся открыто и освещаются в средствах массовой информации.
Рост инвестиций в российской экономике в целом замедлился еще в 2019 году, а в первом полугодии 2020 года на фоне пандемии коронавирусной инфекции в стране была впервые за четыре года зафиксирована отрицательная динамика инвестиций. После позитивных результатов 2017-2018 годов, когда ежегодный темп прироста инвестиций в России составлял более 4%, в 2019 году было зафиксировано резкое замедление инвестиционной динамики: объем инвестиций в основной капитал в 2019 году оказался лишь на 1,7% выше результата аналогичного периода предыдущего года. В первом полугодии 2020 года, на которое пришелся период максимально жестких карантинных ограничений, инвестиции в основной капитал оказались на 4% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Половине регионов России удалось сохранить положительную динамику инвестиций даже в условиях начальной фазы «коронавирусного» кризиса в первом полугодии 2020 года. При этом количество регионов с растущими инвестициями в условиях пандемии сократилось (по итогам 2019 года объем инвестиций в основной капитал вырос в 52 регионах, а в первом полугодии 2020 года регионов с растущими инвестициями оказалось всего 44). Сохранение положительной инвестиционной динамики в первой половине 2020 года связано в том числе с продолжением и завершением проектов, начатых до начала пандемии.
Большинству регионов России удалось сохранить свои позиции по уровню инвестиционной привлекательности, а большая часть перемещений представляет собой повышение позиций. Это относится и к Камчатскому краю. Для перемещения в более высокую группу в регионе были предприняты существенные усилия по улучшению инвестиционного климата и продемонстрирована более уверенная динамика макроэкономических показателей, чем в целом по стране.
Читать дальше
1. Закон Камчатского края от 22.09.2008 N 129 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Камчатском крае» (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 02.09.2008 N 254) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/819068124 (дата обращения: 28.05.2021).
2. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (ред. от 27.12.2019) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5976/ (дата обращения: 28.05.2021).
3. Постановление Правительства Камчатского края от 27.07.2010 N 332-П (ред. от 12.10.2020) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/446224042 (дата обращения: 28.05.2021).
4. Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 221 (ред. от 30.04.2016) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5889/ (дата обращения: 28.05.2021).
5. Лагуткина, И. В. Анализ и прогнозирование инвестиционного потенциала региона (на примере Камчатского края) / И. В. Лагуткина, А. В. Пошивайлова // Государственное и муниципальное управление в Камчатском крае: проблемы и пути решения: Сборник научно-практических работ / Под редакцией М.Р Плотницкой. – Петропавловск-Камчатский: Камчатский государственный технический университет. Камчатпресс, 2018. – С. 58-62.
6. Колесник, М. К. Проблемы инвестиционной деятельности в регионах / М. К. Колесник // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита: Материалы XII Всероссийской молодежной научно-практической конференции, в 2-х томах, Курск, 07 мая 2020 года / Отв. ред. Е.А. Бессонова. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 271-276.
7. Аналитический отчет Национального Рейтингового Агентства «HPA» «VIII ежегодная оценка инвестиционной привлекательности регионов России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ra-national.ru/sites/default/files/analitic_article/NRA_IPR_2020_fin.pdf (дата обращения: 28.05.2021).
8. Дадаева М.С., Назаева М.И., Цуцулаева Б.Р. Механизмы формирования региональной инвестиционной политики [Электронный ресурс] // Вестник Академии знаний. – 2021. – №1 (42). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-formirovaniya-regionalnoy-investitsionnoy-politiki (дата обращения: 28.05.2021).
9. Инвестиционный портал Камчатского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://investkamchatka.ru (дата обращения: 28.05.2021).
10. Мусаев М.М., Угурчиева Р.О. Разработка региональной инвестиционной политики как фактор формирования инвестиционной привлекательности [Электронный ресурс] // Вестник Академии знаний. – 2019. – №5 (34). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-regionalnoy-investitsionnoy-politiki-kak-faktor-formirovaniya-investitsionnoy-privlekatelnosti (дата обращения: 28.05.2021).
11. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Агентства стратегических инициатив (АСИ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asi.ru/government_officials/rating/ (дата обращения: 28.05.2021).
12. Официальный сайт Корпорации развития Камчатского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://krkk.pro (дата обращения: 28.05.2021).
13. Официальный сайт Правительства Камчатского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kamgov.ru (дата обращения: 28.05.2021).
14. Рыбкина Н.А. Особенности формирования региональной инвестиционной политики [Электронный ресурс] // Политика, экономика и инновации. – 2019. – №4 (27). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-regionalnoy-investitsionnoy-politiki (дата обращения: 28.05.2021).
15. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asi.ru/upload_docs/news/standart/Стандарт.pdf (дата обращения: 28.05.2021).
16. Филатов А.С. Эффективность системы государственной поддержки региональных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке России [Электронный ресурс] // Вестник ТГЭУ. – 2020. – №2 (94). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-sistemy-gosudarstvennoy-podderzhki-regionalnyh-investitsionnyh-proektov-na-dalnem-vostoke-rossii (дата обращения: 28.05.2021).
Читать дальше