Культура конца XIX имела множество своеобразных черт, это был переход из одной эпохи в другую. Новая цивилизация больше не могла служить обновленному миру и человеку. Общество находилось в состоянии отчаянного поиска выхода.
Можно выделить своеобразные черты и особенности, формирующие европейскую культуру этого переходного периода. К новым чертам эпохи можно отнести следующие: тяготение к мистицизму, эстетизация смерти, ощущение кризиса и поиск путей выхода из этого кризиса, интерес к жизни иной, потусторонней. Параллельно с этим: наслаждение красотой упадка и дисгармонии мира, упоение каждой минутой жизни, ощущение и принятие существования в жизни парадоксов. Личность «рубежа веков» осознает, что идеалы и ценности культуры уходящего столетия больше не отвечают запросам действительности и не могут применяться для новой реальности.
Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Борьба основных классов - буржуазии и пролетариата как столкновение противоположных тенденций.
Поляризация общества при стремительном взлете материальной культуры определили характер духовного развития европейской цивилизации того времени.
Духовная культура XIX века развивалась и функционировала под влиянием двух важных факторов: прогресс в области философии и прорыв в естествознании. Ведущей доминантой культуры XIX века стала наука.
Все существенные изменения в быту европейского общества, связанны в первую очередь с набиравшим обороты промышленным переворотом. Человек все больше отдаляется от природы, ломая привычные представления о соей главенствующей роли, и превращается в существо, зависимое от машины. В условиях интенсифицирующийся механизации человек уходит на периферию духовной жизни и отрывается от духовных основ. Вместо ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера лидирующие позиции занимает труд монотонный.
Разные ценностные ориентиры основывались на двух ключевых позициях: утверждении и установлении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критической позиции буржуазного общества, с другой. Благодаря этому появились такие разные направления в культуре как романтизм, критический реализм, символизм, натурализм, позитивизма.
Импрессионизм как стиль стал воплощением буквального отображения действительности. Растворив цвет в свете и воздухе, лишив предметы материальной формы, импрессионизм «вывел» живопись на пленэр. Такой подход к живописи позволял писать картины на абсолютно прозаичные темы, при том, что техника изображения создавала впечатление некоего волшебного мира красок, воздуха и цвета.
В 1863 году художники, чьи работы были не приняты официальным жюри на очередную парижскую выставку, организовали свой «Салон отверженных», где, в числе других картин, была представлена впервые картина «Завтрак на траве» Эдуарда Мане.
Художник решился сделать объектом высокого искусства и воплотить в совершенных живописных формах такие стороны жизни и человеческих отношений, которые избегали его коллеги.
Творчество Эдуарда Мане оказало значительное влияние на всех импрессионистов. Художник был, по словам О. Ренуара, «знаменосцем новой школы». Учениками Мане были такие художники как Е. Гозалес, Б. Моризо, и М. Кассат.
Как мастер своего дела Мане всегда испытывал чувство неудовлетворенности своим творчеством, хотя для него всегда было характерно стремление к созданию собственного стиля.
В работах Мане ярчайшим образом проявилось влияние позитивизма.
. Его творчество базировалась на принципе воссоздания действительности такой, какая она есть. То есть его работы не что иное как результат исследования природы вещей, своеобразный принцип естествоиспытателя.
Результат такой деятельности - наблюдение сквозь темперамент. Буквальное отражение биологического аспекта человеческой жизни выразилось в искажении искусства, предопределившее ее скандальный успех в обществе, в проявлении эстетики «физиологического искусства».
Таким образом, можно сказать, что Эдуард Мане – художник эпохи научно-технического прогресса, периода становления общества нового типа.
Происходили существенные изменения глобального масштаба, затронувшие весь европейский континент. Менялись границы государств, рушились политические системы, появились новые философские течения, стремительно развивалась наука, а технический прогресс поднял на новый уровень мировую экономику. Общество XIX столетия входило в новую эпоху, разрушая основы старых ценностей и механизмов существования. Именно в таких условиях новаторские тенденции в искусстве не могли не проявиться. Все творчество Эдуарда Мане и в частности «Завтрак на траве» характеризует его как гения своего времени. Новаторский стиль живописи и концепция его работы были признаны не сразу, так опередили дух времени.