ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРА 9 В МЕДИАДИСКУРСЕ 9 1.1 Соотношение понятий медиатекста и медиадискурса 9 1.2 Представления о гендере в контексте классического и постмодернистского феминизма 16 1.3 Освещение темы гендера в современном зарубежном и российском медиапространстве 27 2 ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ГЕНДЕРА 36 В МЕДИАДИСКУРСЕ 36 2.1 Представления о гендере в медиадискурсе на материале текстов англоязычных молодёжных журналов 36 2.2 Представления о гендере в медиадискурсе на материале текстов русскоязычных молодёжных журналов 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 НАУЧНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 58

Специфика репрезентации гендера в медиадискурсе (на материале англоязычных и русскоязычных молодёжных журнальных текстов)

дипломная работа
Языкознание
63 страниц
81% уникальность
2021 год
41 просмотров
Кирин А.
Эксперт по предмету «Филология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРА 9 В МЕДИАДИСКУРСЕ 9 1.1 Соотношение понятий медиатекста и медиадискурса 9 1.2 Представления о гендере в контексте классического и постмодернистского феминизма 16 1.3 Освещение темы гендера в современном зарубежном и российском медиапространстве 27 2 ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ГЕНДЕРА 36 В МЕДИАДИСКУРСЕ 36 2.1 Представления о гендере в медиадискурсе на материале текстов англоязычных молодёжных журналов 36 2.2 Представления о гендере в медиадискурсе на материале текстов русскоязычных молодёжных журналов 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 НАУЧНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 58
Читать дальше
Обоснование выбора темы. Тема «Специфика репрезентации гендера в медиадискурсе (на материале англоязычных и русскоязычных молодёжных журнальных текстов)» была выбрана для выпускной квалификационной работы неслучайно. Выбор обусловлен тем, что в связи с развитием информационных-коммуникационных технологий и повсеместным распространением медиа исследование содержаний, транслируемых посредством данных медиа, является особенно значимым.


Если вы хотите получить диплом на заказ в Красноярске то заполняйте форму заказа.


Те смыслы, которыми создатели транслируемых сообщений наполняют тексты, могут раскрываться благодаря анализу дискурса. В свою очередь гендерные исследования являются одними из передовых в современных социологии и психологии — гуманитарных дисциплинах, наиболее подробно анализирующих особенности восприятия содержания, передаваемого посредством медиа. Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что репрезентация гендера в средствах массовой информации представляет собой переменчивый и неустойчивый процесс, который тем сильнее подвергается изменениям и усложняется, чем в большей степени развиваются новые общественные движения, психологические концепции, чем сильнее развиваются информационные технологии, активнейшим образом влияющие на появление всё большего количества новых медиа — блогов, крупных и некрупных интернет-СМИ, анонимных каналов в мессенджерах. Провести четкую грань между блогосферой и современной журналистикой довольно трудно, хотя некоторые исследователи это пытаются сделать. Развитие блогосферы как уникального информационного пространства составляет серьезную конкуренцию традиционным СМИ, которые становятся менее профессиональными, с одной стороны, чтобы соответствовать концепции блогов «автор такой же, как и читатель; автор равен представителю аудитории», с другой стороны, — чтобы, предоставляя менее профессионально сделанный контент, успеть в гонке за просмотры. В настоящее время все больше людей перестают потреблять контент классических средств массовой информации — телеканалов, газет, журналов. В связи с этим традиционные СМИ всеми силами пытаются оставаться в рамках актуальных общественных тенденций и предоставлять эксклюзивный контент, который не могут создавать непрофессиональные блогеры. Исследование медиадискурса — в особенности молодежного — представляет собой актуальное и значимое направление исследовательской деятельности, поскольку язык современных СМИ подвержен изменениям, которые должны фиксироваться, язык газет, журналов и интернет-СМИ тесным образом связан с разговорным языком, который все активнее проникает в медиа. Реалии, заимствуемые из жизни (в том числе и широко обсуждаемые на Западе проблемы гендера), проникают в медиа, распространяются, зачастую просто дублируясь и перепечатываешь (отсюда понятия «рерайта» и «копирайта»), и снова возвращаются в жизнь — к представителям аудитории, которые до момента знакомства с журналистской публикацией не были знакомы с тем или иным феноменом. Изначально борьба за гендерное равноправие являлась интернациональным преимущественно женским феноменом, однако в разных странах и обществах его тональность и масштабы сильно отличались в соответствии с социальными установками, политическими и историческими условиями, а также культурными ценностями. В современном мире проблема гендера приобретает всё более заметные масштабы, как в зарубежных странах, так и в России. гендерный вопрос постепенно стал выходить за рамки лишь социальных вопросов, данное течение становится частью массовой культуры. Происходит переоценка идентичности индивида, его роли в обществе, предназначения и статуса человека, их зависимости от биологического пола. Наличие полномерных прав и свобод у представителей различных гендеров раскрывает этические аспекты развития ориентированного на Запад общества. По этим причинам данное исследование является актуальным и значимым. Объектом работы стало понятие гендера в отражении в англоязычных и русскоязычных молодежных журналах. Предмет — особенности репрезентации гендера в медиадискурсе. Материал исследования. В выпускной квалификационной работе были использованы журналистские публикации 2020-2021 гг. молодежных англоязычных журналов Teen Vogue и Seventeen, а также русскоязычных молодежных журналов Elle Girl и OOPS!, в которых так или иначе фигурировала словоформа «гендер». Цель работы — выявить специфику репрезентации гендера в медиадискурсе на примере англоязычных и русскоязычных молодёжных журнальных текстов. Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи: - рассмотреть теоретико-методологические основы соотношения понятий медиатекста и медиадискурса; - изучить представления о гендере в контексте классического и постмодернистского феминизма; - сформулировать особенности освещения темы гендера в современном зарубежном и российском медиапространстве; - проанализировать представления о гендере в медиадискурсе на материале текстов англоязычных молодёжных журналов; - проанализировать представления о гендере в медиадискурсе на материале текстов русскоязычных молодёжных журналов. Методологическую базу исследования составили следующие теоретические и практические методы: - анализ документов; - описание; - обобщение; - сравнительный анализ; - качественный контент-анализ; - систематизация полученных данных. Научная новизна выпускной квалификационной работы связана с выбором эмпирического материала — наиболее актуальных публикаций молодежных журналов Teen Vogue, Seventeen, Elle Girl и OOPS!. Теоретическая значимость исследования. Поскольку в данном исследовании рассматривается медиадискурс и репрезентация гендера в медиадискурсе, результаты данной выпускной квалификационной работы могут быть полезны для дальнейшего и более глубокого и детализированного анализа особенностей освещения гендерной тематики в средствах массовой информации, в том числе и, например, в контексте вразвития информационных технологий и трансформации аудитории СМИ. Результаты исследования могут быть интересны для широкого круга представителей научного сообщества – исследователей журналистики, массовой коммуникации и связей с общественностью, филологии, социологии, психологии и др. Практическая значимость работы заключается в обзоре особенностей репрезентации гендера в медиа и решений, предпринимаемых журналистами для активизации собственных редакций посредством привлечения аудитории к актуальным общественным проблемам, которые прямым и косвенным образом оказывают воздействие на медиасистему в целом и функционирование молодежных журналов в частности. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования освещения темы гендера российскими средствами массовой информации. Степень изученности темы. В целом данная тема не является полностью изученной отечественными исследователями. Теоретической и методологической базой данного исследования послужили работы таких исследователей, как Бережкова Е. А., Вартанова Е. Л., Гладкова А. А., Барчунова Т. В., Бронзино Л. Ю., Витковская М. И., Желтухина М. Р., Изюмская С. С., Чаава Л. М., Кожемякин Е. А., Матвиенко В. В., Тихаева В. В., Ядов В. А., Carver T., González Y., Miller D., Costa E., Haynes N., McDonald T., Nicolescu R., Sinanan J., Wang X., Slachmuijlder L., Vowles J., Coffé H., Curtin J. Hassan R., Schroede R. и др. Структура работы представлена введением, описывающим актуальность исследования, двумя главами, разделенными на параграфы, заключением, подводящим итоги и формулирующим основные результаты работы, а также списком использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов соотношения понятий медиатекста и медиадискурса, а также особенностей освещения темы гендера в современном зарубежном и российском медиапространстве. Во второй главе анализируется репрезентация гендера в медиадискурсе на материале текстов англоязычных и русскоязычных молодёжных журналов Teen Vogue, Seventeen, Elle Girl и OOPS!. В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования. Объем выпускной квалификационной работы — 62 страницы. 

Читать дальше
В ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная во введении цель — а именно выявлена специфика репрезентации гендера в медиадискурсе на примере англоязычных и русскоязычных молодёжных журнальных текстов. Для этого были рассмотрены теоретико-методологические основы соотношения понятий медиатекста и медиадискурса, изучены представления о гендере в контексте классического и постмодернистского феминизма, сформулированы особенности освещения темы гендера в современном зарубежном и российском медиапространстве, а также проанализированы представления о гендере в медиадискурсе на материале текстов молодежных англоязычных журналов Teen Vogue и Seventeen, а также русскоязычных молодежных журналов Elle Girl и OOPS!. Ключевой тенденцией современного медиапространства является его перемещение в онлайновую среду — среду Интернета. Это обусловлено процессами дигитализации, или цифровизации, посредством которой информация переходит в цифровой формат и, вследствие этого, для своего восприятия требует технических устройств — цифровых медиа. Молодежные журналы, которые анализировались в данном исследовании, сегодня выходят в онлайновом формате. Дискурс определяется как процесс создания смыслов в ходе социальной деятельности, который открывает возможность для анализа окружающей реальности, создаваемой в процессе непосредственного развертывания социальной деятельности. Медиадискурсом называется совокупность вербальных и невербальных семиотико-коммуникативных характеристик, которые определяют в виде медиатекстов как способов коммуникации. В англоязычных материалах, посвященных репрезентации гендера, гендерная революция утверждается как ценность, к которой нужно стремиться, но которая пока не имеет места в реальной действительности. Имеющие место в реальном медиапространстве (например, в популярном сегодня ТикТоке) гендерные отношения представляют собой только имитацию желаемых справедливых гендерных ценностей. В англоязычных молодежных журналах лексемы, репрезентирующие понятие гендера (например, «нейтральные с гендерной точки зрения местоимения» — gender-neutral pronouns или «транссексуалы и небинарные молодые люди» — trans and nonbinary youth), по сути представляют собой нейтральные словоформы, называющие существующую в западном обществе действительность, которая свободно воспринимается как авторами сообщений – журналистами, так и реципиентами – читателями. Важно отметить, что в большинстве проанализированных англоязычных статей понятие гендера наделяется положительной оценкой, например, посредством сопровождения (в том числе — рефрейминга) позитивной лексикой, обозначающей такие общечеловеческие ценности, как справедливость, равенство, равноправие. В англоязычном медиадискурсе было отмечено любопытное противопоставление гендерного равенства (gender equality) как блага — браку как вредному социальному институту (the harmfulness of the institution of marriage). Если продолжить данную мысль, то можно прийти к выводу о том, что гендерное равенство признается едва ли не главной ценностью, которая возводится выше, чем институт семьи. В англоязычном дискурсе почти во всех публикация гендер репрезентируется как предмет борьбы, ценность, позитивная тема для обсуждений и др. Часто в русскоязычных материалах, посвященных репрезентации гендера, важной составляющей частью становятся пояснения-комментарии, которые раскрывают суть новых терминов, например, таких, как «небинарный гендер». Это может говорить о том, что для представителей русскоязычной аудитории понятие гендера не является в достаточной степени понятным и воспринимаемым. Материалы, посвещенные репрезентации гендера, как бы по своему определению требуют от журналистов пояснительных комментариев. В ряде журналистских русскоязычных материалов понятие гендера, а точнее гендерных ролей, тесно связано с концептом несвободы и ограничений индивида, которые он получает со стороны общества. То есть навязываемые из детства мужские или женские модели поведения стесняют человека, не дают ему реализоваться как личности. Авторы некоторых журналистских статей полагают, что гендерные ограничения, накладываемые воспитанием и условиями проживания в обществе, могут негативно сказаться на формировании личности индивида. Также важным выводом данной выпускной квалификационной работы является наблюдаемая автором сразу в нескольких журналистских публикациях молодёжных изданий тенденция унификации гендерной принадлежности: то есть в ряде статей вместо очередного обсуждения проблемы гендерной самоидентификации или гендерного неравенства предлагается её непосредственное решение, которое заключается в создании нейтрального образа – в одежде, стиле жизни, – который может применяться как людьми, позиционирующими себя в мужском гендере, так и теми, кто идентифицирует себя с женщиной.
Читать дальше
1. Айвазова С. Г. Гендерные особенности политического поведения россиян в контексте избирательного цикла парламентских и президентских выборов 2011-2012 гг. / С.Г. Айвазова // Женщина в российском обществе. – 2012. – №3. – С. 3-11. 2. Айвазова С. Г. Идейные истоки женского движения в России / С.Г. Айвазова // Общественные науки и современность. – 1991. – № 4. – С. 125-132. 3. Баклушинская И. Ю. ПОЛ // Большая российская энциклопедия. — Режим доступа: https://bigenc.ru/biology/text/3151959 (дата обращения: 29.05.2021). 4. Баранова Ю. С. Медиатекст: границы понятия // Евразийский Союз Ученых. 2017. №12-3 (45). — С. 117-119. 5. Барчунова Т. В. ГЕНДЕР // Большая российская энциклопедия. — Режим доступа: https://bigenc.ru/sociology/text/2349798 (дата обращения: 26.05.2021). 6. Бережкова Е. А. Государственная информационная политика как фактор развития гражданского общества в Российской Федерации: дисс. ... канд. соц. наук: М., 2017. — 177 c. 7. Бронзино Л. Ю., Витковская М. И. Гендерная идентичность на фоне классического и постмодернистского феминизма // Социологический журнал. 2013. №4. — С. 108-122. 8. Валконская Е. П. Специфика гендерного вещания на современном российском телевидении на примере женских телепередач: "Клуб бывших жен" на канале ТНТ, "Жена. История любви" на канале ТВЦ, "Женский взгляд Оксаны Пушкиной" на канале НТВ, "Девчата" на канале Россия 1, "Я права" на канале Ю: Дипломная работа / Е.П. Валконская. – Н.Новгород: ННГУ, 2014. – 78 с. 9. Вартанова Е. Л. Теория медиа: отечественный дискурс. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. — 224 с. 10. Гладкова А. А., Гарифуллина В. З., Рагнедда М. Модель трёх уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере исследования Республики Татарстан) // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика 2019. № 4. — С. 41-72. 11. Добросклонская Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2006. №2. — С. 20-34. 12. Желтухина М. Р. Медиадискурс // Дискурс-Пи. 2016. №3-4. — С. 292-296. 13. Изюмская С. С., Чаава Л. М. Современный газетный дискурс: англицизмы и коммуникативные стратегии // Евразийский научный журнал. 2019. № 5. — С. 38-40. 14. Изюмская С. С., Чаава Л. М. Современный газетный дискурс: определение понятия «гендер» и коммуникативные стратегии // Евразийский научный журнал. 2021. №3(84). — С. 23-26. 15. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/749/122/1218/017yDRAWOMYSLOWA.pdf (дата обращения: 29.05.2021). 16. Кожемякин Е. А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2010. №12 (83). — С. 13-21. 17. Коновалова М. В. Медиадискурс и подходы к его изучению // Вестник ЧелГУ. 2015. №27 (382). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mediadiskurs-i-podhody-k-ego-izucheniyu (дата обращения: 29.05.2021). 18. Коннел Р. Гендер и власть: общество, личность и гендерная политика / Р. Коннелл; [пер. с англ. Т. Барчуновой]. – М.: Новое лит. обозрение, 2015. – 425 с. 19. Кертис, С. Феминистки не носят розовое (и другие мифы) / С. Кертис, З. Сагг, Х. Филдинг; пер. с англ. Е. Булгаковой. – М.: Изд-во АСТ, 2019. – 352 с. 20. Коханая О. Е. Феномен конвергентной журналистики в медиакоммуникационном пространстве // Социально-гуманитарные знания. 2019. №8. — С. 63-76. 21. Матвиенко В. В. Гендер как социокультурный феномен // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №10. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gender-kak-sotsiokulturnyy-fenomen (дата обращения: 26.05.2021). 22. Мелик-Гайгазян И. В. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО // Большая российская энциклопедия. — Режим доступа: https://bigenc.ru/sociology/text/2015987 (дата обращения: 04.05.2021). 23. Мельник Г. С. Медиатекст как объект лингвистических исследований // Журналистский ежегодник. 2012. №1. — С. 27-30. 24. Рябова Т. Б. Гендерная политология в России: достижения, проблемы и перспективы / Т.Б. Рябова, О.Г. Овчарова // Женщина в российском обществе. – 2016. – № 1. – С. 3-23. 25. Темкина A. A. Феминизм: Запад и Россия / A.A. Темкина // Преображение. – 1995. – № 3. – С. 5-17. 26. Трофимова Е. И. Проблема женственности в трилогии о Мимочке В. Микулич / Е.И. Трофимова // Преображение. – 1997. – № 5. – С. 47-53. 27. Трофимова Е. И. Феминизм в общественной мысли и литературе / Е. Трофимова. – М.: Грифон, 2006. – 398 с. 28. Тихаева В. В. Специфика репрезентации гендера в медиадискурсе (на материале английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. №4. — С. 68-71. 29. Ушакин С. Политика гендера или о некоторых направлениях в российском феминизме. / С. Ушакин // WE/МЫ: Диалог женщин. – 1998. – № 6. – С. 32-36. 30. Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика: учебник для бакалавров / Л.Н. Федотова. ‒ М.: Изд-во Юрайт, 2016. ‒ 603 с. 31. Хамид Р.А. Вопросы феминологии / Р.А. Хамид. – М.: Садра, 2016. – 360 с. 32. Чаава Л.М. On speech behavior of American show hosts (Kelly Ripa and Ryan Seacrest «Live Kelly and Ryan») // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. № 3(26), — С. 16-18. 33. Юкина И. И. Русский феминизм как вызов современности / И.И. Юкина; под ред. Т.А. Мелешко. – СПб.: Алетейя, 2007. – 544 с. 34. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М. Добросвет, 2000. 596 с. 35. Carver T. Gender. In Bellamy R. & Mason A. (Eds.), Political concepts. Manchester; New York: Manchester University Press, 2003, pp. 169-181. 36. Elle Girl — Режим доступа: https://www.ellegirl.ru (дата обращения: 29.05.2021). 37. González Y. Cuba and Bernie Sanders: Analysis of the Online Media Discourse at a Crucial Moment of the 2020 Democratic Nomination Race. International Journal of Cuban Studies, 13(1), 2021, рр. 43-66. 38. Hassan R. The Economy of Digitality: Limitless Virtual Space and Network Time. In The Condition of Digitality: A Post-Modern Marxism for the Practice of Digital Life. London: University of Westminster Press. 2020, pp. 97-128. 39. Miller D., Costa E., Haynes N., McDonald T., Nicolescu R., Sinanan J., Wang X. Gender. In How the World Changed Social Media. London: UCL Press. 2016, pp. 114-127. 40. OOPS! — Режим доступа: https://www.oops.ru (дата обращения: 29.05.2021). 41. Schroede R. The internet in everyday life II: Seeking information. In Social Theory after the Internet: Media, Technology, and Globalization. London: UCL Press. 2018, pp. 101-125. 42. Seventeen — Режим доступа: https://www.seventeen.com/ (дата обращения: 29.05.2021). 43. Slachmuijlder L. Gender Representations in Advertising: No Time for Change? Agenda: Empowering Women for Gender Equity, (44), 2000, pp. 97-101. 44. Teen Vogue — Режим доступа: https://www.teenvogue.com (дата обращения: 29.05.2021). 45. Vowles J., Coffé H., Curtin J. The gender dimension of inequality. In A Bark But No Bite: Inequality and the 2014 New Zealand General Election, Australia: ANU Press. 2017, pp. 189-214.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности социальной адаптации выпускников из детских домов
Количество страниц:
35
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Социальная работа
курсовая работа
Требования к телевизионному формату события: драматизм, привлекательность, наличие развлекательного начала.
Количество страниц:
15
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Реклама и PR
курсовая работа
Коммуникативные стратегии в ситуации политического конфликта (на примере протестных движений в США в 2020-2021 годах)
Количество страниц:
40
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Политология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image