Введение 3
Глава 1 Проявление перфекционизма у студентов-психологов первого и третьего курса 5
1.1 Проблема появления перфекционизма у студентов 5
1.2. Определение перфекционизма и его структура 7
Глава 2 Прокрастинация у студентов-психологов первого и третьего курса 9
2.1 Определение прокрастинации и его классификация 9
2.1 Прокрастинация как механизм психологической защиты 11
2.2 Проблема прокрастинации и ее решение 14
Глава 3 Исследование связи между перфекционизмом и прокрастинацией у студентов-психологов первого и третьего курса 17
Заключение 22
Список литературы 24
Читать дальше
Итак, анализ исследований по проблемам соотношения прокрастинации и перфекционизма у подростков показывает необходимость проведения специальных исследований на подростковых выборках. Важно выявлять причины прокрастинации у подростков, связанные с мотивами избегания неудач и боязни несоответствия высоким стандартам, принимаемым подростками-максималистами.
В стандартной практике, лучше всего рекомендовать студентам, а также работающих с ними педагогам и родителям, определенные формы работы, такие как: проведение диагностических мероприятий, с помощью которых, можно выявить мотивы и побуждения которые ведут к прокрастинации действий, планирование совладания, активный копинг, волевая саморегуляция, принятие ответственности, юмор, эмоциональная поддержка, коррекция взаимоотношений подростка с педагогами.
Подготовка педагогов-психологов к такой работе предполагает использование социально-психологического тренинга и других активных методов обучения будущих профессионалов.
У подростков же необходимо формировать направленность на способы учебной деятельности и соответствующие эмоциональные компоненты учебно-познавательной мотивации, что выступит противовесом болезненной фиксации на результатах учебного труда и явится одним из факторов предупреждения прокрастинации, проявляющейся в учении.
По итогам работы можно утверждать, что у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психология» отмечается значительная связь между прокрастинацией и социально-предписанным перфекционизмом, а также между прокрастинацией и перфекционизмом, ориентированным на других. Это объясняем тем, что социально-предписанный перфекционизм трактуется как предъявление к другому человеку совершенства и безупречности во всем, тем самым, окружающие довольно строго оценивают субъекта и побуждают его быть лучшим.
Представления студента сводятся к тому, что он не может подходить под ожидания. В результате он откладывает учебную деятельность из-за боязни быть обесцененным и не понятым другими, из-за возможности получения негативной оценки.
Данная ситуация провоцирует возникновение прокрастинациии учащиеся переносят осуществление своих учебных обязанностей на некоторое время. Так же выделена значимая корреляция между прокрастинацией и перфекционизмом, ориентированным на других.
Полученные диагностические данные можно разъяснить следующим образом: студенты завышают требования к окружающим людям с одновременным увеличением собственного уровня прокрастинации, что допускает считать сложившуюся ситуацию как тип уклонения от стресс-реакции и напряжения из-за собственного несоответствия тем требованиям, которые они сами предъявляют другим.
Читать дальше
1. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. – СПб.: Академический проект, 2000. – 254 с.
2. Воликова, С. В. Родительский перфекционизм — фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам / С. В. Воликова, А. Б. Холмогорова, А. М. Галкина // Вопросы психологии. – 2006. – №5. – С. 23—32.
3. Гаранян, Н.Г. Психологические модели перфекционизма / Н. г. Гаранян // Вопросы психологии. – 2009. – №5. – С. 74—83.
4. Гаранян, Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. Дис. Докт. Психол. Наук / Н.Г. Гаранян. – М, 2010. – 42 с.
5. Гаранян, Н.Г. Типологический подход к изучению перфекционизма / Н. Г. Гаранян // Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 52–60.
6. Гарчева, И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности: автореф. Дисс. … канд. Психол. Наук / И.И. Гарчева; Ин-т психологии. – М., 2006. – 24 с.
7. Грачева, И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта / И. И. Грачева // Психологический журнал. – 2006. – №6. – С. 73—81.
8. Жебрун, Я.О. Социальные установки как фактор формирования Я-образа студента-перфекциониста / Я. О. Жебрун // Вестник бурятского государственного университета. 2009. № 5. С. 20–24.
9. Кашина, О.П. Проблема перфекционизма и нарциссизма в современном обществе / О. П. Кашина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. – 2010. – №2. – С. 41—46.
10. Ковылин, В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2013. – № 2 (2). – С. 22 –41.
11. Лебедев С.Ю. Психологические особенности студентов, склонных к прокрастинации: дисс… магистра психологии – СПб, 2016. – 110 с.
12. Лебедева Е.В. Академическая прокрастинация и особенности личностной организации времени у студентов вуза [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №4 – С. 139-143.
13. Микляева А.В. Академическая прокрастинация в структуре стилевых особенностей учебной деятельности студентов / А.В. Микляева, С.А. Безгодова, С.В. Васильева, П.В. Румянцева, Н.В. Солнцева // Психологическая наука и образование. – 2018. – №4. – С. 61-69.
14. Нейл Фьоре. Психология убеждения. Легкий способ перестать откладывать дела на потом — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 288. — ISBN 978-5-91657-573-6
15. Миронова, Т.Л. Особенности самоотношения студентов, склонных к перфекционизму / Т. Л. Миронова, Э. В. Дондупова // Вестник Бурятского университета. – 2010. –№5. – С. 88—100.
16. Парамонова, В.В. Высшие устремления личности: перфекционизм как патологический феномен / В. В. Парамонова // Развитие личности. – 2009. – № 1. – С. 64-78.
17. Парамонова, В. В. Феномен телесного перфекционизма как социокультурная патология / В. В. Парамонова // Культурно-историческая психология. – 2009. – №3. – С. 34—41.
18. Тарханова, П.М. Социальные и психологические факторы физического перфекционизма и неудовлетворенности своим телом / П. м. Тарханова, А. Б. Холмогорова // Психологическая наука и образование. – 2011. – №5. – С. 52—60.
19. Тал Бен-Шахар. Парадокс перфекциониста — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 256. — ISBN 978-5-91657-754-9
20. Усатов И. А. Психологические детерминанты прокрастинации: теоретический обзор [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и разработки № 8. 2017: электрон. Журнал.
21. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – М. : Прогресс, 1993. – 288 с
22. Цыганкова, П.В. Взаимосвязь перфекционизма с особенностями самосознания при аутодеструктивном поведении / П. В. Цыганкова // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Психологические науки. – 2010. – №2. – С. 28—32.
23. Lay C.H. Atlast, myresearcharticleonprocrastination. JournalofResearchinPersonality, 1986. Vol. 20, pp. 474-495.
24. Молодченко М.С. Теоретический анализ проблемы соотношения прокрастинации и перфекционизма у подростков // Современная педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/11/6300 (дата обращения: 09.06.2021).
Читать дальше