ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СЕМАНТИКА КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 5 1.1. Основные аспекты семантики как лингвистической науки 5 1.2. Семантическое поле как лингвистическая категория 7 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 12 ГЛАВА 2. КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЕДИНИЦ С СЕМАНТИКОЙ «ВРЕМЯ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Б. ПАСТЕРНАКА 13 2.1. Лексические единицы с семантикой «время» в поэзии Б. Пастернака 13 2.2. Структура семантического поля «время» на примере поэзии Б. Пастернака 19 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

СЛОВА С СЕМАНТИКОЙ «ВРЕМЯ» В ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА

курсовая работа
Языкознание
26 страниц
79% уникальность
2021 год
34 просмотров
Городовая В.
Эксперт по предмету «Лингвистика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СЕМАНТИКА КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 5 1.1. Основные аспекты семантики как лингвистической науки 5 1.2. Семантическое поле как лингвистическая категория 7 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 12 ГЛАВА 2. КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЕДИНИЦ С СЕМАНТИКОЙ «ВРЕМЯ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Б. ПАСТЕРНАКА 13 2.1. Лексические единицы с семантикой «время» в поэзии Б. Пастернака 13 2.2. Структура семантического поля «время» на примере поэзии Б. Пастернака 19 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Читать дальше
Язык и культура тесно связаны между собой, поэтому в языке всегда отражены различные элементы культуры, в которой этот язык существует. Рассмотрение отдельных семантических полей как единиц когнитивной деятельности человека позволяет нарисовать более ясную картину мира носителей этого языка, а также во многом помогает исследователям лучше представить культурную среду и особенности восприятия окружающей действительности людьми, принадлежащими к той или иной культуре. Актуальность данной курсовой работы связана с необходимостью формирования компетенций, ориентирующих людей в ценностях русской культуры, в том числе и языковой реальности. Построение семантических полей способствует развитию данных компетенций, а анализ, выполненный на основании поэзии русского автора, поможет в точном определении границ выбранного семантического поля.


Не нужно никуда ходить, заказать реферат онлайн в Челябинске просто.


Объектом исследования является лексика современного русского языка. Предметом исследования является слова с семантикой «время» и их репрезентация в поэзии Б. Пастернака. Целью данной работы является построение семантического поля «время» на основе анализ произведений Б. Пастернака. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие «семантика»; 2. Рассмотреть понятие «семантическое поле»; 3. Проанализировать стихи Б. Пастернака, найти в них лексические единицы с семантикой «время»; 4. Построить семантическое поле «время» на основании поэзии Б. Пастернака. Методами исследования, применёнными в данной работе, стали общенаучные: анализ, синтез, наблюдение, обобщение, индукция, дедукция; лингвистические: контекстуальный анализ, метод фреймовой семантики, метод сплошной выборки, контекстуальный анализ. Новизна данной курсовой работы заключается в том, что по завершении анализа указанных источников, в работе будет представлено полное семантическое поле «время» в произведениях Б. Пастернака. Первая глава посвящена рассмотрению понятий «семантика» и «семантическое поле» в концепциях ученых-лингвистов, таких как Ч. Филлмор, А. П. Журавлев, А. В. Киселева, Ж. В. Никонова, Х. Х. Эгамназаров и других. В данной главе также формируется определение этого термина, положенное в основу настоящей работы. Вторая глава посвящена анализу и построению семантического поля «время» в поэзии Б. Пастернака. В заключении подводятся итоги проделанной работы. Список использованной литературы состоит из 26 источников.

Читать дальше
Понятие семантики в современной лингвистике все еще остается неоднозначным. Так, с одной стороны под семантикой понимается раздел языкознания, занимающийся изучением смыслов отдельных единиц языка, с другой стороны, семантикой также называют раздел семиотики. Еще одно определение обозначает семантику как смысловую сторону той или иной языковой единицы. Семантика времени является достаточно сложным феноменом в языке и включает в себя все языковые элементы, обозначающие время, к которым относятся существительные или глаголы, отмеченные той или иной грамматической формой времени. Семантические поля встречаются в языке повсеместно, они также существуют в сознании носителей того или иного языка. Несмотря на этот факт, подходы к определению данного понятия у разных ученых различаются. Несмотря на это, в определениях, предложенных разными учеными можно выделить общее. Семантическое поле является самой крупной смысловой парадигмой и объединяет слова различных частей речи, значения которых, в свою очередь, имеют один общий семантический признак. В основу настоящей курсовой работы было положено определение понятия «семантического поля», предложенного Чарльзом Филлмором, который определил семантическое поле как группу слов, составляющие единое целое. Анализ поэтических произведений Б. Пастернака показал, что слова с семантикой времени в творчестве автора встречаются достаточно часто. Это объясняется также и тем, что понятие «время» в любом языке является достаточно сложным и абстрактным. Единицы, составляющие данное понятие, таким образом, помогают придать тексту стихотворениям образности и выразительности, что очень важно так как стихи являются художественными произведениями. Часто среди слов с семантикой времени в анализируемых источниках встречались единицы, так или иначе обозначающие движение. Это вполне объяснимо, так понятия времени и движения неразрывно связаны. Структура семантического поля «время» в поэзии Б. Пастернака таким образом, состоит из трех групп, или слотов. Первую группу наполняют глаголы русского языка, маркированные грамматической форма настоящего времени. Вторую группу, в свою очередь, составляют глаголы русского языка, имеющие грамматическую форму прошедшего времени. Третья группа, которую можно выделить в результате анализа семантического поля «время» в произведениях Б. Пастернака, является наиболее распространенной: к ней относятся различные существительные, обозначающие движение или временные отрезки, такие как времена года, название сезонов, обозначение времени суток, темпа и так далее. Анализ также показал, что слова с семантикой времени в поэзии автора имеют либо нейтральную, либо положительную коннотацию в русском языке.
Читать дальше
1. Башарина, А. К. Понятие «семантическое поле» / А. К. Башарина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. – 2017. – №2. – С. 93 – 96. 2. Белов, А. А. Лексико-семантическое поле «Зной» в поэтических текстах Ф. И. Тютчева: дисс. … к. филол. н / А. А. Белов. – Череповец, 2008. – 170 с. 3. Гусельников, О. В. Возможности фреймового анализа / О. В. Гусельникова // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №5. – С. 29 – 32. 4. Журавлев, А. П. Полевый подход как элемент инструментария когнитивной лингвистики / А. П. Журавлев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2019. – №3. – С. 135 – 141. 5. Киселева, А. В. Дискурс и фрейм в межкультурной коммуникации [Электронный ресурс] / А. В. Киселева. – 2016. – Режим доступа: https://pglu.ru/upload/iblock/c07/uch_2012_v_00022.pdf (дата обращения 29.04.2021). 6. Куренкова, Т. Н. Лексико-семантическое поле и другие поля в современной лингвистике / Т. Н. Куренкова // Сибирский журнал науки и технологий. – 2016. – № 4. – С. 173 – 178. 7. Лернер, П. С. Начала фреймового представления интеграции содержания учебных дисциплин в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] / П. С. Лернер. – 2019. – Режим доступа: http:// www.bim-bad.ru/docs/ pslerner_frame_curricula.pdf (дата обращения: 29.04.2021). 8. Лукьяненко, И. Н. Фреймовый подход к обучению лексике на уроке РКИ / И. Н. Лукьяненко // Слово.ру: Балтийский акцент. – 2015. – №1. – С. 74 – 78. 9. Масленникова, Е. М. Фреймовое представление семантики текста / Е. М. Масленникова // Лингвистический вестник. – 2018. – № 2. – С. 114 –124. 10. Никитин, М. В. Развернутые тезисы о концептах / М. В. Никитин // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2015. – №1. – С. 53 – 64. 11. Никонова, Ж. В. Основные этапы фреймового анализа речевых актов / Ж. В. Никонова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2018. – № 6. – С. 224 – 228. 12. Павленко, В. Г. Особенности использования фреймового подхода при обучении иностранному языку / В. Г. Павленко // Уральский научный вестник. – 2016. – №2. – С. 4 – 7. 13. Падучева, Е. В. Семантические исследования: семантика времени и вида в русском языке / Е. В. Падучева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Языки славянской культуры, 2010. – 480 с. 14. Пастернак, Б. Л. Стихотворения / Б. Л. Пастернак. – М.: Детская литература, 2016. – 176 с. 15. Перепелицына, Ю. Р. Лексико-семантическое поле «Деревня» в художественной прозе А. Яшина / Ю. Р. Перепелицына // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – №3. – С. 134 – 139. 16. Полатовская, О. С. Фрейм-сценарий как тип концептов / О. С. Полатовская // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2016. – № 4. – С. 161 – 166. 17. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2017. – 314 с. 18. Рахилина, Е. В. Фреймовый подход к лексической типологии / Е. В. Рахилина, Т. И. Резникова// Вопросы языкознания. – 2019. – № 2. – С. 3 – 31. 19. Соколова, О. В. Категория фрейма в когнитивной лингвистике / О. В. Соколова // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2017. – №1. – С. 236 – 239. 20. Стернин, И. А. Когнитивная интерпретация в лингвокогнитивных исследованиях / И. А. Стернин // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2015. – №1. – С. 65 – 69. 21. Филлмор, Ч. Фреймы и семантика понимания / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. – М.: Прогресс, 1988. – 193 с. 22. Хайруллин, В. И. Перевод и фреймы / В. И. Хайруллин. – М.: Либроком, 2016. – 144 с. 23. Щербакова, Е. Е. Фрейм технология как условие развития креативности студентов [Электронный ресурс] / Е. Е. Щербакова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №6. – Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25591 (дата обращения: 29.04.2021) 24. Эгамназаров, Х. Х. О понятии лексико-семантического поля в лингвистике / Х. Х. Эгамназаров // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. – 2018. – №1. – С. 185 – 189. 25. Semantic Fields and Semantic Change // The University of Arizona. Режим доступа: https://repository.arizona.edu/handle/10150/226537 (дата обращения: 29.04.2021). 26. The concept of the lexico-semantic field in linguistics // A young scientist. – 2020. – Режим доступа: https:// moluch.ru/archive/ 313/ 71448/ (дата обращения: 29.04.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Совершенствование организационной структуры управления предприятием
Количество страниц:
26
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория организации
курсовая работа
Использование ручных инструментов на уроках технологии в начальной школе
Количество страниц:
25
Оригинальность:
47%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Методика преподавания
курсовая работа
Формирование понятия функциональной зависимости в процессе обучения решению задач с пропорциональными величинами
Количество страниц:
40
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Методика преподавания
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image