В ходе исследования, основной целью которого было: изучение особенностей повестки дня в современной общественно-политической газете, были решены следующие задачи:
1. Определен термин «повестка дня»;
2. Выявлены функции, роль повестки дня;
3. Раскрыты особенности использования повестки дня;
Представлены специфику формирования повестки дня в газете.
В аспекте теоретических понятий повестки дня и особенностей ее формирования. Во второй главе были изучены характеристики освещения событий и представления повестки дня в газетах. Перспектива формирования повестки дня придает важность не только средствам массовой информации и политикам, но и социальному процессу, взаимозависимой взаимосвязи проблем, возникающих в социальной среде, и жизнеспособности правительственного процесса.
Таким образом, в данной работе были исследованы особенности формирования повестки дня в «Комсомольской правде», при исследовании было изучено более 700 статей из 23 номеров. Газета «Комсомольская правда» интересна с точки зрения крупного информационного ресурса. В «Комсомольской правде» редакция стремится, как показало исследование, учитывать интересы всей аудитории. Несмотря на позиционирование себя как массовой газеты, газета строго придерживается установленной ею повестки дня, не опускаясь до уровня «желтой» газеты.
Принадлежа к изданиям массовым, к тому же таблоидного типа, она намеренно дистанцируется от позиционности. В газете можно часто встретить политический трэш – заметки об эпатажном поведении политиков, их участии в светских мероприятиях, словесных перебранках в стенах Думы и т.д. Исторически она была обращена ко всем, то есть ориентировались на максимально широкую публику. В ее задачи, помимо информирования, входит также развлечение читателя.
Важной особенностью формирования повестки дня «КП» является ориентированность на жителей города и области. Ведь место распространения издания является одним из немаловажных факторов. Но при этом следует учитывать, что это не самостоятельная редакция, а приложение к очень известному российскому бренду и редакции важным является продолжение проблемно-тематической линии в самарском издании.
Сама по себе «КП» - это уже легенда российской журналистики. Не случайно, в 1961 году по инициативе «Комсомольской правды» был создан первый в стране Институт общественного мнения, который проводил массовый опрос молодежи «Что вы думаете о своем поколении?». Сам механизм формирования региональной повестки дня многоаспектный, включает в себя управление политической активностью и общественным мнением по ряду тем, актуальных на данный момент. Следовательно, такой подход к формированию повестки дня был актуален для «Комсомолки» на всех этапах ее развития.
Кажется, более правильным утверждать о возможности того, что, когда журналисты обращаются к своим собственным интересам для сюжетных идей, они на самом деле пытаются предсказать потребности своей аудитории. Эта идея массового вовлечения стала более заметной с появлением Интернета и его потенциала сделать каждого рекламодателем. Повышение роли граждан в определении повестки дня проливает свет на новое направление в традиционных исследованиях по разработке повестки дня. Теперь это так, потому что широкая публика теперь может создавать свои собственные средства массовой информации.
Социальные медиа изменили способ, которым люди видят и воспринимают вещи в современном мире. Массовое участие в социальных сетях позволяет услышать голоса широкой публики. Комментарии и ответы дают людям возможность высказать свои мысли или открыть новые двери для разговора. Исследование по определению повестки дня в газетах отличается от традиционного исследования по установлению повестки дня тем, что Интернет конкурирует с традиционными средствами массовой информации и обладает огромным потенциалом для интерактивности контента и пользователей.
Ученые также заявили, что Интернет играет роль в формировании мнения пользователей Интернета, а также общественного пространства. Исследователи изучили модель интернет-опосредованного составления повестки дня, проведя тематическое исследование 10 случаев, которые имели сильный волновой эффект в Корее в течение 5 лет (с 2000 по 2005 год).
Ученые обнаружили, что мнение человека может распространяться через различные онлайн-каналы и может синтезировать общественное мнение, которое влияет на освещение новостей. Их исследование предлагает «обратный эффект повестки дня», что означает, что общественная повестка дня может определять повестку дня для СМИ.
Исследователи также упомянули «обратную постановку повестки дня» в своем недавнем учебнике как ситуацию, когда общественное беспокойство определяет повестку дня для СМИ. Тем не менее, ученые пришли к выводу, что интернет-опосредованные процессы разработки или формирования повестки дня не всегда происходят в последовательном порядке. Несколько исследований свидетельствуют о том, что интернет-сообщество, особенно блоггеры, могут выдвинуть свою собственную повестку дня в общественную повестку дня, затем в повестку дня для СМИ и, в конечном итоге, в политическую повестку дня. В самом полном исследовании на сегодняшний день Уолстен отслеживал освещение в СМИ и обсуждение в блоге 35 вопросов во время президентской кампании.