Введение 3
Реалистические тенденции живописи в Голландии 4
Заключение 6
Список литературы 7
Читать дальше
К особенностям голландской живописи относится поиск художниками объединяющей среды - атмосферы, света, которые передаются с помощью тонких нюансов освещения и тона, объединяющего всю красочную гамму. Этот поиск привел к доминированию тональной живописи над цветовой, что было особенно характерно для первой половины века. Во второй половине цветовой строй был подчинён тоновому строю картины. Но при всём этом колорит голландской живописи отличается разнообразием, потому что живописцы отрицали каноны и условности, и каждый автор искал что-то своё характерное. Это обуславливалось достижением нового этапа развития живописи - переход на новую ступень эволюции. Живопись продолжала своё развитие от линейности к живописности, от плоского изображения к глубинному, от замкнутости к открытости композиции.
По истечении времени и с ослаблением демократических основ голландское искусство отходит от прежних строгих, пуританских идеалов быта, в нём на первый план выступает буржуазное начало. Зрителю уже не интересна борьба за новое, его интересует сохранение устоявшихся буржуазных порядков. Появляется мещанское любование видимым национальным благосостоянием, и подражание примеру Франции. К концу XVII - начало XVIII века отход от национальных реалистических традиций привёл к проникновению фламандского и французского академизма в искусство Голландии, и оно снова входит в русло общеевропейских течений.
Совокупность всех приведённых выше качеств и определяет наличие голландской школы живописи, ведь по раздельности они встречаются и в других школах, а объединение их в единое целое и использование большинством работавших на тот момент художников, позволяет нам говорить о наличии единого стиля народа, определившего стиль эпохи. Голландское искусство времён его расцвета - это абсолютно самостоятельное и национально определившееся явление.
Читать дальше
1. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин" И. В. Линник, изд. "Искусство", Ленинград - 1980. - 243 с.
2. Верижникова Т. Ф. Малые голландцы: Портрет. Пейзаж. Жанровая живопись. Натюрморт. Санкт-Петербург, 2018. – 342 с.
3. Данилова И. Е. Слово и зримый образ. Москва, 2017. – 256 с.
4. Мазур Н.Н. Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры / Ред.-сост. Н. Н. Мазур. Москва, 2018. –363 с.
5. Охоцимский А. Д. Иконы сакральной материи. Протестантская иеротопия и религиозно-философские принципы голландского реализма // Художественная культура. 2019. № 1. С. 70–91.
6. Садков В.А. Зримый образ и скрытый смысл: Аллегории и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии второй половины XVI–XVII вв.: Каталог выставки / Сост., вступ. ст. В. А. Садкова. Москва, 2004. – 286 с.
7. Смирнов В. Л. Язык и секреты живописи, или О постижении скрытого смысла картины. Санкт-Петербург, 2019. – 421 с.
8. Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV– XVII веков. Реальность и символика. Москва, 1994. – 344 с.
9. Фромантен Э. Старые мастера / Пер. с фр. Москва, 1996. – 431 с.
10. Alpers 1989 – Alpers S. The Art of Describing: Dutch Art in the Seventeenth Century. Chicago, 1989. – 473 p.
Читать дальше