Итак, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
В контексте историко-теоретического и методологического анализа структуры права известный специалист по теории права Д. М. Азми замечает, что система права состоит из структурных элементов, составляющих ее закономерные взаимосвязи, и обладает по сравнению с другими частями соответствующего строения, стабильными, довольно статическими свойствами.
Рассматривая систему права именно как «систему», необходимо определить цели существования данной системы, для чего нужно подняться на следующий уровень системной иерархии и проанализировать взаимодействие системы права с другими элементами. Действующие системы права и законодательства играют важную роль в формировании и развитии общественных отношений, в упорядочивании деятельности граждан, организаций и самого государства. Поэтому раскрыть понятие и сущность системы права можно, рассматривая ее взаимодействие с системой законодательства и системой общественных отношений. Российская система права имеет свои особенности.
Первый аспект — идеология государства является отправной точкой законотворческой деятельности, поэтому она служит показателем уместности и соответствия стратегически важным вопросом и задачам, критерием легитимности принятых законов и норм.
Второй аспект — прочно устоявшиеся принципы и законы федерализма. Этот принцип, в свою очередь, требует построение сложных, многофакторных правовых отношений.
Третий аспект — необходимость в оценке объективности нынешних социально-экономических и организационно-технологических условий в стране.
Четвертый аспект — существование такой неотложной проблемы, как несовершенный механизм взаимодействия между федеральными и региональными градациями власти. Такой механизм должен быть максимально юридически обоснованным и удобным, учитывать все признаки и особенности российской правовой системы, поскольку он является залогом построения гражданского общества и правовой стойкости.
Особенности и структура российской системы права напоминает очертания пирамиды, состоящей из трех уровней. На первом уровне находится федеральное законодательство.
Это вершина правовой пирамиды. На этом уровне располагаются международные соглашения и договора, Конституция как первоисточник права, Президентские указы и постановления, федеральные конституционные законы, Правительственные правовые предписания.
Эти законы регулируют основы общественной и экономической жизни, а также такие отрасли права, как трудовое, семейное, уголовное, гражданское, административное, финансовое, экологическое. Международное право состоит из Международного публичного, Национального, а также Международного частного.
На втором уровне находятся законы субъектов государства. Для этого вида нормативно-правовой документации свойственно ее происхождение от местных органов законодательной власти, а сфера распространения — определенная территория. На третьем уровне располагаются числительные локальные нормативно-правовые акты. Правовые отрасли делятся на частные и публичные.
Публичные право регламентирует отношения между определенными субъектами правовых отношений, одним из которых является государство. Этот вид правовой деятельности регулирует уголовные дела, административное, конституционное, финансовое, экологическое право.
Частное право специализируется на урегулировании личных или имущественных отношений общественного характера, между участниками правовых отношений, которые являются отдельными физическими или юридическими лицами.
Каждая отрасль права, функционирует в своем правовом режиме. Все вместе они определяют режим функционирования системы права, что, в свою очередь, влияет на режим функционирования правовой системы. Наряду с отраслями и под отраслями права в систему права входят институты права.
В частности, подотрасль не является обязательным элементом структуры отрасли права (подотрасли выделяют в наиболее крупных отраслях), однако, правовой институт — неизменная составляющая любой отрасли. На сегодняшний день практически любое развитое государство в мире стремится создать на своей базе идеальное правовое государство.
Главная особенность правовой системы Российской Федерации состоит в том, что она является социально ориентированной, слабо обособленной, отодвигающей на второй планы личные притязания отдельных индивидов, но учитывающей общее благополучие и благосостояние граждан.
Законы являются главной отправной точкой любой активности в сфере экономики, политики, делопроизводства, общественных видов деятельности.
Практически неразработанным сегодня остается вопрос о предмете права. Вообще, данная проблема является междисциплинарной, а не сугубо юридической. Поэтому, по нашему убеждению, предметно-объектными отношениями должны, безусловно, заниматься специалисты всех наук, особенно философы.
Итак, общепринятая точка зрения гласит, что предмет права — это общественные отношения, которые складываются по тому или иному социально-значимому вопросу.
Так, например, предметом экологического права можно считать общественные отношения по поводу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Предмет финансового права — общественные отношения, складывающиеся в сфере аккумуляции публичных денежных средств и их расходования. Однако в отечественной науке не учитывается тот факт, что предмет, с точки зрения познания, всегда субъективен.
Общественные отношения невозможно охарактеризовать как субъективные, так как они складываются, в принципе, независимо от воли и желания человека. Более четко субъективность прослеживается в сфере законотворчества. Поэтому, как нам кажется, предметом права уместнее обозначить не общественные отношения, а источники права.