Введение 3
Глава 1. Теоретические обоснование проблемы формирования здорового образа жизни в школе 5
1.1. Исследование проблемы в области обучения учеников здоровому образу жизни 5
1.2. Особенности организации урока по формированию здорового образа жизни 15
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Анализ организации здорового образа жизни в школе 27
2.1. Исследование здорового образа жизни школьников 27
2.2. Результаты опроса здорового образа жизни школьников 32
Выводы по второй главе 36
Заключение 37
Библиографический список 40
Приложения 43
Читать дальше
В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрено исследование проблемы в области обучения учеников здоровому образу жизни; описаны особенности организации урока по формированию здорового образа жизни; проведено исследование здорового образа жизни школьников; представлены результаты опроса здорового образа жизни школьников.
Здоровье представляет собой состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов. В понятии здоровья выделяют пять компонентов: физическое, психологическое, профессиональное, социальное, нравственное.
Компетенция обучающихся в сфере здорового образа жизни представляет собой совокупность знаний, умений и способности усвоения информации и сохранении и укреплении здорового образа жизни; включает основные и взаимосвязанные компоненты: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный.
Систему методов формирования компетенции по развитию ЗОЖ у обучающихся в рамках дополнительного образования должны составлять информационные, практические, творческие методы.
Формирование компетенции по развитию ЗОЖ у обучающихся в рамках системы дополнительного образования целесообразно проводить в таких видах деятельности как познавательная, художественно-творческая, спортивно-оздоровительная, игровая.
У школьников со средним уровнем сформированности компетенции по развитию ЗОЖ обучающихся наблюдаются разнонаправленные показатели мотивационно-поведенческой, адаптационно-ресурсной и рефлексивной сферы. Низкий уровень сформированности компетенции по развитию ЗОЖ обучающихся, характеризуется преобладанием пассивных форм стресс-совладающего поведения, низким уровнем стрессоустойчивости, мотивации к обучению, параметров социальнопедагогической адаптации, отсутствием нацеленности на сотрудничество и творчество.
Подход, по которому измеряемые компоненты компетенции по развитию ЗОЖ обучающихсяв зависимости от их выраженности, становятся основой для выделения различных уровней сформированности отношения к здоровому образу жизни, представляется нам более удачным. Это позволяет разделить обучающихся на группы и наряду с индивидуальным подходом, использовать коллективные формы работы, применять методы и средства для формирования мотивации к здоровому образу жизни с учетом общего отношения к ЗОЖ. Так, например, школьникам с низким уровнем сформированности компетенции по развитию ЗОЖ обучающихся необходимы занятия, направленные на повышение информированности о здоровом образе жизни, в сочетании с коммуникативными тренингами, повышением социально-педагогической адаптации, обучением правильному поведению в ситуации стресса, профилактикой вредных привычек.
Школьники со средним уровнем сформированности компетенции по развитию ЗОЖ обучающихся в большей степени нуждаются в работе с мотивационно-ценностной сферой, а также в развитии рефлексии. Школьники с высоким уровнем сформированности компетенции по развитию ЗОЖ обучающихся могут стать добровольными помощниками педагога в здоровьесберегающей деятельности, что сделает их мотивацию к ЗОЖ более глубокой и осознанной, а другим обучающимся они могут задавать поведенческий ориентир.
В качестве критериев сформированности компетенции по развитию ЗОЖ обучающихся с учетом данной возрастной специфики выделяет следующие компоненты: 1.социальный: здоровье как мера деятельного отношения обучающихся по отношению к обществу, то есть их социальной активности; 2.психологический, личностный: здоровье рассматривается не в ключе отсутствия болезни, а как настрой школьника на ее преодоление; 3.биологический: степень сформированности знаний школьника о физиологических процессах, саморегуляции организма и возможностях адаптации.
Таким образом, необходимо сделать следующие выводы. Компетенция обучающихся в сфере здорового образа жизни представляет собой совокупность знаний, умений и способности усвоения информации и сохранении и укреплении здорового образа жизни. Компетенция обучающихся в сфере здорового образа жизни включает основные и взаимосвязанные компоненты: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный.
Читать дальше
1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения: / М.М. Анцибор. - Тула, 2018. - 192 с.
2. Асянова С.Р. Формирование культуры безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города: дисс.канд. пед. Наук / С.Р. Асянова. - Уфа, 2017. - 219 с.
3. Айзман Р. И. Основы безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для вузов по пед. специальностям : рек. УМО вузов РФ / Р. И. Айзман. - 2-е изд., стер. - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2018. - 247 с.
4. Безрукова В. С. Основы духовной культуры : энциклопедический словарь педагога / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2018. - 937 с.
5. Белашева И. В. Технологии формирования модели безопасного поведения : учебное пособие / Д. А. Ершова, М. Л. Есаян, И. В. Белашева. — Ставрополь : изд-во СКФУ, 2017. — 166 с.
6. Боровской Е.В. Образ жизни школьника как условие становления его личности : автореф. дис. …канд. пед. наук : 13.00.01 / Е.В. Боровской ; Нижегородский гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2019. - 122 с.
7. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие/ Н.В. Бордовская. - Санкт-Петербург, 2016. - 304 с.
8. Возьмитель А.А. Образ жизни: тенденции и характер изменений в пореформенной России : учебное пособие / А.А. Возьмитель. - Москва : Ин-т социологии РАН, 2018. – 228 с.
9. Возьмитель, А. А. Образ жизни : теоретико-методологические основы анализа / А. А. Возьмитель, Г. И. Осадчая // СОЦИС : социологические исследования. – 2019. –№8. – С. 58-64.
10. Гафнер В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: понятийнотерминологический словарь / В.В. Гафнер. - Флинта, 2018. - 280 с.
11. Грани педагогической безопасности: материалы всероссийской научной студенческой конференции с международным участием, Екатеринбург /сост. и ред. Гафнер В.В., Павлова А.Н. - ФГБОУ ВО «УрГПУ», Екатеринбург, 2017. – 200 с.
12. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г.В. Грачев. – Москва : изд-во «Флинта». 2018. – 203 с.
13. Гун Г.Е. Разработка программ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: учебник / Г.Е. Гун. – Москва : Русское слово , 2019. – 129 с.
14. Гуружапова В. А. Педагогическая психология : учебник для бакалавров / В. А. Гуружапова. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 493 с.
15. Данилова Н.Н. «Психофизиология: учебник для вузов» 7. Н.Н. Данилова. - Москва: Аспект Пресс, 2018. - 373 с.
16. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и систем дополнительного образования/ Под общ.ред. В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2017. - 80 с.
17. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.В. Дубровинская. - Москва.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2018. - 144 с.
18. Козловская Е. А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Е. А. Козловская. - Москва, 2017. - 480 с.
19. Козловская Е.А. Концепция непрерывного обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности / Е.А. Козловская. - Москва: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2019. - 458 с.
20. Кузнецова Н.М. Основы деятельности по формированию культуры безопасного поведения на дороге: практическое пособие / сост.: Н.М. Кузнецова, Л.В. Шманева. - Москва: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2018. - 74 с.
21. Кукушин В.С. Педагогические технологии: учебное пособие для вузов / В. С. Кукушин. - Ростов - на - Дону, 2018. - 320 с.
22. Кузнецова Н.В. Методика обучения и воспитания по безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Н.В. Кузнецова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 252 с.
23. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности: пособие для школьной администрации, методистов, педагогов / В.М. Лизинский. - Москва, 2019. - 160 с.
24. Малов В.И. Я познаю мир. Автомобили / Детская энциклопедия. В.И. Малов. - Москва: ООО «Издательство АСТ», 2017. - 398 с.
25. Медникова Л.А. Педагогические технологии в начальном образовании : учебные пособия для вузов / Л.А. Медникова, А.Р. Лопатин. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2018. – 268 с.
26. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / Н.Ф. Мельникова. - ГОУ ВПО «Урал.гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2018. – 140 с.
27. Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко - Москва: ТК Велби, Проспект, 2018- 432 с.
28. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский, Д. В. Смирнов. — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 111 с.
29. Сластенин В.А. Общая педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин. - Москва: ВЛАДОС, 2017. - 341 с.
30. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов. - Москва: Просвещение, 2019. - 207 с.
Читать дальше