Ищешь сервис по написанию рефератов ? Work5 поможет.
Развитие лексического строя речи ребенка является важнейшим условием его социализации, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, а также самоорганизации поведения, формировании речевых связей. Неразвитость лексической стороны речи дошкольников с нарушением речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями по программе дошкольного образовательного учреждения. Проблема формирования лексической стороны у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее ОНР) является актуальной в настоящее время. Это обусловлено тем огромным значением, которое оказывает лексический строй речи для развития общения, познавательной деятельности дошкольника и для формирования предпосылок успешного обучения в школе. Сформированный лексический строй речи – важное условие успешности обучения ребенка в школе. От его сформированности зависит успешность обучения и социализация детей с общим недоразвитием речи. Таким образом, тема нашего исследования актуальна, так как своевременное выявление особенностей лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и их коррекция позволят успешно подготовиться к обучению в школе и, соответственно, к социализации в обществе детям данной категории. Нарушения лексической стороны речи являются ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи. В работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. подчеркивается, что позднее формирование речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи. Все это влияет на общее состояние речи детей, а также на способность к общению с окружающими. Объект исследования: коррекционно–логопедическая работа с дошкольниками с ОНР. Предмет исследования: лексический строй речи. Цель исследования: провести коррекционную работу по лексическому строю речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Задачи исследования: 1.Изучить, проанализировать, обобщить литературу по проблеме исследования. 2. Исследовать определить особенности лексического строя речи у дошкольников с ОНР. 3.Провести работу по коррекции лексического строя речи. 4.Провести дополнительную работу по развитию мышления. 5.Определить эффективность коррекционной работы. Гипотеза исследования: работа по развитию лексического строя речи будет эффективна, если коррекционная работа будет направлена на понимание значений слов, развитие семантических полей, лексической системы; развитие словаря, развитие навыков нахождения слов. Теоретико–методологической основой исследования явились концепции общей и специальной психологии, педагогики (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), представления о структуре и проявлениях нарушений в речевом развитии старших дошкольников (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева) и закономерностях и условиях развития лексико–грамматического строя речи в онтогенезе (А. Н. Гвоздев, С. Н. Цейтлин). Методы исследования: теоретические: изучение психолого–педагогической литературы по теме исследования; экспериментальные: опрос; педагогический эксперимент; методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов. Эксперимент (этапы): 1.Констатирующий этап. 2.Формирующий этап. 3.Контрольный этап. База исследования: в качестве базы исследования было выбрано дошкольное образовательное учреждение № 36 «Чебурашка». Выборку исследования составили 10 детей в возрасте 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и 10 детей с нормальным речевым развитием. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.