Таким образом, реальные особенности русского быта и языка XVI столетия, замкнутое саморегулируемое русское хозяйство, ориентированное на разумный достаток и самоограничение (нестяжательство), живущее по православным нравственным нормам были отражены в «Домострое», значение которого заключается в том, что он рисует нам жизнь зажиточного человека XVI в. - горожанина, купца или приказного человека.
«Домострой» дает классическую средневековую троичную пирамидальную структуру: чем ниже лестница, на которой стоит существо, тем меньше у него ответственности и свободы. Чем выше - тем больше власть, но и ответственность перед Богом. В модели «Домостроя» царь отвечает за свою страну разом, а хозяин дома, глава семьи - за всех домочадцев и их грехи; почему и появляется нужда в тотальном вертикальном контроле за их действиями. Вышестоящий при этом имеет право карать нижестоящего за нарушение порядка или нелояльность к его власти.
Для своего времени «Домострой» был авторитетным руководством и важным, регламентирующим жизнь текстом. В полном соответствии со средневековыми представлениями «Домострой» в законченном виде выстраивал иерархию основных организующих форм: государство - церковь - семья, с ведущим для такой иерархии принципом единения на основе воли, понимаемой как общественная польза.
Таковы были требования истории, и в полном соблюдении принципа власти на всех социальных уровнях реформаторы XVI в. видели смысл своих государственных реформ и прочность государственной жизни.
В этой жесткой иерархии и сам владыка оказывается не вполне свободным, он и сам просто обязан учить и наставлять всех окрест себя.
Если же он не исполняет такой своей функции, его самого накажут - Бог, государь, «суседи» - насмешкой, судом, штрафом.
Смысл жизни государя, таким образом, и заключается в «руководстве домом». Семья как школа подготовки к жизни в обществе при отсутствии еще организованного государственного образования; не индивидуальные склонности и способности человека, а общегражданские, прагматически сконцентрированные добродетели; не развитие моральных установлений, а утверждение традиции как всеобщей нормы для всех, - все это характерно для общественной атмосферы, породившей «Домострой».
В настоящее время «Домострой» является ценным источником сведений об обычаях, порядках и укладе жизни в XVI веке.
В «Домострое» проводится идея практической духовности, в чём и состоит особенность развития духовности в Древней Руси. Духовность - не рассуждения о душе, а практические дела по претворению в жизнь идеала, имевшего духовно-нравственный характер, и, прежде всего идеала праведного труда.
В «Домострое» дан портрет русского мужчины того времени. Это добытчик и кормилец, примерный семьянин (разводов не было в принципе). Каков бы не был его социальный статус, на первом месте для него - семья.
Он защитник своей жены, детей и своего добра. И, наконец, это человек чести, с глубоким чувством собственного достоинства, чуждый лжи и притворства.
Правда, рекомендации «Домостроя» позволяли использовать силу по отношению к жене, детям, слугам; да и статус последних был незавидным, бесправным. Главным в семье был мужчина - хозяин, муж, отец.
Итак, «Домострой» есть попытка создания грандиозного религиозно - нравственного кодекса, который должен был установить и внедрить в жизнь именно идеалы мировой, семейной, общественной нравственности.
Уникальность «Домостроя» в русской культуре, прежде всего, в том, что после него уже не предпринималось сравнимой попытки нормировать весь круг жизни, особенно семейной.
Оценивая важность социально-политической модернизации в контексте проблем женщин, следует отметить, что в течение исследуемого периода наблюдались положительные тенденции в расширении прав личности и укреплении социального статуса женщин. Однако ограничения и недостатки реформы отражаются в недостаточном внимании общества и государства к вопросу о разрешении телесных наказаний женщин, что сводит к минимуму важность прогрессивных норм, распространенных в области укрепления статуса женщин в начале XVIII века.
В целом, для того чтобы в полной мере обеспечить интересы женщин, необходимо усовершенствовать систему контроля за исполнением правовых норм, а также трансформировать нематериальную сферу - отвергнув ассоциацию современников византийской этики с повседневной жизнью женщин.