Поторопитесь заказать решение задач в Красноярске , пока нет дедлайнов.
Однако в современной науке под «НОВОЙ драмой» зачастую подразумевается явление, зародившееся в конце XX века и связывающееся с именами Евгения Гришковца, Нины Садур, Николая Коляды, Ивана Вырыпаева, Оли Мухиной и многих других. В нашем исследовании мы будем придерживаться именно такого значения этого термина. «Новая драма» XXI века соотносится с драмой начала XX по сходству историко-культурного контекста: смена содержательной парадигмы, вынос неприукрашенной жизни на сцену, обновление театрального языка роднит оба явления рубежей веков. Марк Наумович Липовецкий и Биргит Боймерс, авторы монографии «Перформансы насилия: литературные и театральные эксперименты “новой драмы”», в настоящее время не являются единственным полноценным исследованием Новой драмы (далее – НД), есть и другие исследования, как индивидуальные, так и коллективные: например, диссертация И.М. Болотян «Жанровые искания в русской драматургии конца XX - начала XXI века» (М.,2008), «Экспериментальный словарь новейшей русской драмы» (Седльце, 2019) и т.д.], но предтечей этого театрального движения считают драматургию Людмилы Петрушевской и Владимира Сорокина [Липовецкий, 2012]. Необходимо также упомянуть аналогичное явление в зарубежной культуре: “In-yer-face theatre”, зародившееся в начале 90-х годов в Великобритании. В драматургии, название которой дословно можно перевести как «вам-в-лицо театр», переосмысляется (зачастую в негативном ключе) культура потребления. Основными топосами являются различные физиологические процессы (еда, соитие) и приобретение (вещей, наркотиков, пищи, сексуальных услуг). Эпатаж является одной из главных категорий эстетики театра “in-yer-face” Очевидно, что в отечественной традиции НД вырастала из несколько иного социокультурного контекста и была связана с кризисом и формированием идентичности в постсоветском культурном пространстве. По мнению М.Н. Липовецкого, «Сходство между новой русской драмой и относительно новой (1990-е годы) английской не стоит преувеличивать: в сущности, оно ограничивается тематическим вниманием к социальным маргиналам, общим депрессивно-мрачным тоном и стремлением к шоку от натуралистических деталей, как правило, включающих в себя сексуальное насилие» [Липовецкий, 2005]. В современной культурной среде драма - понятие, затрагивающее почти каждого, оно проникает в наше сознание в виде ярких перформансов и сценариев к популярным кинолентам. Об интенсивном развитии драматургии свидетельствуют популярные фестивали («Новая Драма», «Любимовка», «Майские чтения», «Евразия», «Реальный театр», «Коляда-plays»), создание экспериментальных театральных площадок не только в Москве (Театр. doc, Практика, Гоголь-центр), но и на региональных сценах: «Коляда-театр» в Екатеринбурге, пермский театр «Новая Драма», «Театр на Голосова, 20» В Тольятти, кемеровская «Ложа» и мн. др. На базе традиционных театров также создаются «другие» сцены со своим репертуаром: так, в нашем городе на сцене ТЮЗа не первый год идут пьесы Я. Пулинович, одного из самых репертуарных представителей Новой драмы. Актуальность настоящего исследования обусловлена вниманием современной филологической науки к эстетике и поэтике русской новой драмы рубежа XX-XXI вв. Отечественная драматургия в настоящее время находится в фазе подъема, и в научной среде отмечается повышенный интерес к творчеству современных драматургов. Также, аспект проявления вербальных и визуальных компонентов в новой драме остается недостаточно изученным ввиду новизны существования подобных произведений. В числе исследований, посвященных состоянию современной драмы в России и постсоветском пространстве, стоит отметить работы М.Н. Липовецкого «Перформансы насилия: “Новая драма” и границы литературоведения [Липовецкий, 2005], «Театр насилия в обществе спектакля: философские фарсы Владимира и Олега Пресняковых» [Липовецкий, 2008], М.И. Громовой «Русская драматургия конца ХХ-начала XXI века» [Громова, 2006], Гончаровой- Грабовской «Комедия в русской драматургии конца ХХ - начала ХХ1 века» [Гончарова-Грабовская, 2006], монографию театроведа П.А. Руднева «Драма памяти, Очерки истории российской драматургии от Розова до наших дней» [Руднев, 2017]. Также выходят сборники материалов конференций: Новосибирский театральный институт в 2011 году издал сборник «Современная драматургия (конец ХХ-начало ХХ1 ВВ,). В контексте театральных традиций и новаций» [Современная драматургия, 2011]. В Кемерове в 2015 году был выпущен сборник «Поэтика русской драматургии рубежа ХХ-ХХ1 веков» (ответственные редакторы С.П. Лавлинский и А.М. Павлов) [Лавлинский, Павлов, 2015]. Издаются сборники научных статей, в их числе «Новейшая драма рубежа ХХ-ХХ1 веков: проблема жанра» под общей редакцией Т.В. Журчевой 2015 года [Журчева, 2015]. В 2016 году увидели свет коллективные монографии, такие как «Новейшая драма рубежа XX-XXI веков: предварительные итоги», изданная в Самаре [Новейшая драма рубежа XX-XXI веков, 2016]. «Современная российская и европейская драма и театр: коллективная монография по итогам международной научной конференции (25-27 октября 2016 Г,)» В Казани [Современная российская и европейская драма и театр, 2016]. С 1982 года по настоящее время четыре раза в год в России выходит литературный журнал «Современная драматургия», содержащий как тексты пьес, так и аналитические статьи. Оля Мухина – автор, который начал свой путь в литературе и театре в конце 90-х годов прошлого века, она является одним из первооткрывателей новой волны, наряду с Иваном Вырыпаевым, В. Сигаревым, бр. Пресняковыми. Их работы обладают повышенным вниманием к «обычному человеку», в своих текстах авторы перерабатывают концепт жестокости современного общества и используя социокультурный контекст как основу для многих своих произведений. Однако в методе Оли Мухиной есть особенности, которые не проявляются в пьесах других драматургов и которые до сих пор не становились предметом литературоведческого изучения. Стоит отметить тот факт, что многие работы затрагивают творчество выбранного нами автора, но используют её чаще всего в контексте сопоставления с другими драматургами, и, следовательно, не предоставляют всесторонний анализ текстов. На наш взгляд, театр Оли Мухиной, несмотря на его репертуарность, известность и коммерческий успех, всё же выпадает из поля зрения большинства специалистов. Часть ее пьес должным образом не рассматривается литературоведческим сообществом и остается явлением исключительно театральным. Цель данной работы – исследование вербального и визуального компонентов русской новой драмы конца ХХ - начала XXI вв. на примере пьесы «Ю». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи. 1. Составить теоретическую и методологическую базу исследования, исследовать специфику вербального и визуального в литературе, в частности в отечественной традиции Новой драмы; 2. Выделить общие черты драматургии Оли Мухиной в контексте современной новой драмы; 3. Охарактеризовать восприятие пьесы в профессиональных театральных и литературоведческих кругах; 4. Определить семантику соотношения визуального и словесного компонентов в пьесе Оли Мухиной. Объектом данного исследования является поэтика произведения Новой драмы как художественного целого. Предмет исследования – соотношение визуального и вербального компонентов в тексте пьесы. Материалом для исследования послужил текст пьесы «Ю». Методология исследования включает в себя несколько подходов. Во- первых, методологически работа описается на концепцию диалога М. М. Бахтина, классические работы Лессинга и Гердера о визуальном в литературе Лессинга и Гердера. Рецептивная эстетика исследует реакции реципиента на текст, прослеживает генерацию новых смыслов текста в процессе его восприятия. Во-вторых, в работе используется метод жанрового анализа. Данный метод мы используем вслед за О. Б. Лебедевой, автором монографии «Поэтика русской высокой комедии ХVIII – первой трети XIX веков» [Лебедева, 2014]. Также мы опирались на достижения таких исследователей драматических жанров, как Н. Д. Тамарченко [Тамарченко], B. Е. Хализев [Хализев, 1986], М. С. Кургинян [Кургинян, 1964]. Новизна исследования связана с тем, что впервые предпринята попытка всестороннего изучения феномена вербального и визуального компонентов новой драмы в его связи с другими литературными и театральными традициями - как зарубежными, так и отечественными. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении семантики визуальных компонентов в тексте произведения Новой драмы как художественного целого. Структура работы определена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, в котором формулируются основные положения: цель, объект, предмет изучения, методология исследования, а также обосновывается его актуальность и новизна; первой главы, посвященной теории и истории Новой драмы; второй главы, в которой анализируются жанровые особенности пьесы Оли Мухиной, а также специфика ее рецепции в контексте вербальных и визуальных компонентов; заключения, в котором формулируются выводы и намечаются перспективы исследования; списка использованной литературы, который насчитывает 63 наименования