Введение……………………………………………………………………….................... 2 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы понимания прозаических текстов дошкольниками с общим недоразвитием речи 1.1. Понятие общего недоразвития речи у дошкольников …..………………………… 4 1.2. Особенности понимания прозаических текстов дошкольниками………………… 5 1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………….. 7 1.4. Анализ методик понимания прозаических текстов у дошкольников……………. 11 Выводы по 1 главе……………………………………………………………………….. 18 Заключение……………………………………………………………………................. 21 Список литературы……………………………………………………………............... 23

Теоретические аспекты проблемы понимания прозаических текстов дошкольниками с общим недоразвитием речи.

курсовая работа
Психология
24 страниц
71% уникальность
2021 год
30 просмотров
Калашников А.
Эксперт по предмету «Специальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………………….................... 2 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы понимания прозаических текстов дошкольниками с общим недоразвитием речи 1.1. Понятие общего недоразвития речи у дошкольников …..………………………… 4 1.2. Особенности понимания прозаических текстов дошкольниками………………… 5 1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………….. 7 1.4. Анализ методик понимания прозаических текстов у дошкольников……………. 11 Выводы по 1 главе……………………………………………………………………….. 18 Заключение……………………………………………………………………................. 21 Список литературы……………………………………………………………............... 23
Читать дальше
Исследование речевой деятельности детей, имеющих нарушения речи, деонстрирует то факт, что понимание ими текстов значительно отстаёт от понимания тех же текстов от сверстников, речевое развитие которых соответствует возрастной норме (по данным Белопольской Н.Л., Шаховской С.Н.). Проблема понимания текстов детьми дошкольного возраста с нарушениями речи мало исследована и недостаточно освещена в дошкольной и коррекционной педагогике. Развитие связной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Умение понимать и воспроизводить текстовые учебные материалы, художественные тексты, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. Связано это с рядом причин, в том числе и социальных, - общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, компьютерными играми, западными боевиками и мультфильмами. Некоторые учащиеся начальной школы неохотно и мало читают, у них отсутствуют навыки осмысленного чтения, они с трудом понимают условия задач, грамматические правила и задания, не владеют приёмами работы с учебниками и поэтому компенсируют это неумение нагрузкой на память.


Лучшее решение это - купить курсовую работу по педагогике в Work5. Доверьте написание курсовой работы профессиональным авторам!


На основании вышеизложенного к числу актуальной, но всё ещё мало исследованной проблемы, следует отнести проблему понимания текстов детьми дошкольного возраста, имеющими тяжёлые нарушения речи, как один из этапов работы формирования связной речи. Работа над пониманием текста в дошкольной и коррекционной педагогике освещена недостаточно. Существующие методики исследования понимания смысла рассказов применяются в диагностике лишь для изучения понимания детьми причинно-следственных отношений, текстов со скрытым смыслом. Следовательно, для полноценного развития связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи необходимо сформировать элементарные умения, помогающие не только осмысливать текст, но и чувствовать подтекст, настроение, скрытый смысл и связь описываемых событий или явлений. Сформировать эти умения у ребёнка необходимо до этапа самостоятельного чтения, так как осмысливание читаемого — главная цель чтения, и формируется оно именно в дошкольном возрасте. Актуальность данной работы определяется недостаточностью исследований процесса понимания устных текстовых сообщений старшими дошкольниками с нарушениями речи с психолингвистических позиций и значимостью этих данных для педагогического процесса. Проблема исследования заключается в выявлении особенностей понимания устного текста и определении возможных путей формирования этих навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Объект: процессы понимания и воспроизведения устных текстовых сообщений детьми дошкольного возраста. Предмет: особенности формирования умений и навыков понимания устного текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Структура работы: 1. Затруднения в понимании устного текста старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи 2. Характеристика специфических особенностей, которые обусловлены затруднениями в синтезировании текстовой информации в смысловое целое. 3. Работа по формированию навыков понимания текста, основанная на учете механизмов нарушения понимания речевого высказывания и направленная на организацию поэтапной пооперационной деятельности. Преодоление трудностей понимания текста и совершенствование речи данной категории дошкольников. Цель: изучение особенностей понимания устного текста старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи и разработка системы развития навыка понимания текста у данной категории детей. Задачи: 1. Изучить теоретический и методический аспекты проблемы понимания текста в ситуации речевого онтогенеза и дизонтогенеза на основе обзора лингвистической, психолого-педагогической и психолингвистической литературы. 2. Проанализировать учебные навыки, обеспечивающие процесс понимания и воспроизведения текста у старших дошкольников с недоразвитием речи, описать выявленные особенности, трудности понимания. 3. Изучить основные направления и этапы работы над пониманием текста с использованием системы упражнений. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: - теоретический анализ литературы по проблеме исследования; - анализ логопедической и педагогической документации.

Читать дальше
Общее недоразвитие речи является распространённым нарушением у детей. В современных условиях, в связи с происходящими в России процессами интеграции различных образовательных систем, учителя и логопеды-практики отмечают увеличение числа детей с недостатками речи, поступающих в общеобразовательные школы. Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта. Поэтому важно различать ОНР от других состояний как более легких, например, от временной задержки речевого развития (ЗРР), обычно не относящегося к ОНР, так и от более тяжелых расстройств, например, олигофрении или задержки речевого развития детей со сниженным слухом, при которых ОНР выступает уже в качестве вторичного дефекта. Такое разделение носит название дифференциального диагноза общего недоразвития речи. Занятия с такими детьми проходят в мини группах и индивидуально по следующим программам: развитие речи; развитие понимания речи; развитие связной речи; увеличение словарного запаса; развитие грамматической стороны речи; элементы речевой и дыхательной гимнастики; развитие речевого внимания, памяти; развитие фонематического слуха и восприятия; развитие просодических компонентов речи; логоритмика; профилактика дисграфии, дислекции; изучение лексико-грамматических категорий; развитие речевого дыхания. Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии. В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Наблюдательный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между речевым и умственным развитием в каждом отдельном случае. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления, ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.
Читать дальше
1. Алалия. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.: Владос, 1977-293с. 2. Беккер К.П., Совак М. Логопедия /Пер. с нем. М.: Медицина, 1981- 364с. 3. Бельтюков В.И. Об усвоении ребёнком звуков речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964- 285с. 4. Белякова JI.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. М.: Изд-во ЭКСМО Пресс, 2001- 168с. 5. Болыпакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения). -М., 2006 - 345с. 6. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие. СПб.: Филологический факультет СПб. ун-та, 2000 - 321с. 7. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: ACT; Астрель, 2008 - 400с. 8. Брунер Д.Ж. Онтогенез речевых актов //Психолингвистика. М.: Просвещение, 1984 – 321с. 9. Винарская E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития: эмоциональные предпосылки освоения языка: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 2007 – 456с. 10. Выготский Л.C. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А. Степанова. -М.: Просвещение, 2005 – 320с. 11. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы. Серия: Мастерская учителя. -М.: Изд-во ВАКО, 2007- 315с. 12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1991- 300с. 13. Детская речь как предмет лингвистического изучения /Под ред. С.Н. Цейтлин. Л.: ЛГПИ, 1987 – 210с. 14. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод, рекомендаций. СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001- 395с. 15. Домишкевич С.А., Пермякова В.А., Насонова В.И. Методы научно-психологических исследований в дефектологии. Иркутск, 1983 – 235с. 16. Ефименкова Л.Н. Формирование речи. — М., 1985- 200с. 17. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М., 2004 – 346с. 18. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития. — М., 2003 – 231с. 19. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, Москва, 1968 – 198с. 20. Николаева С. М. Из опыта работы по упорядочению грамматического строя речи учащихся с нерезко выраженным ОНР // Дефектология. – 2000. - № 1. – С. 86-96. 21. Савчук Е. Я. Обучение детей с ОНР согласованию слов-признаков с существительными // Дефектология. – 2000. - № 1. – С. 86-96. 22. Организация работы воспитателя в группе детей с общим недоразвитием речи (ОНР) // Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М., 2000. – С. 49-66. 23. Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2001. - № 2. – С. 56-64. 24. Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2001. - № 4. – С. 68-76. 25. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 2008 – 345с. 26. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М., 2000 – 310с. 27. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. — М., 2004 – 342с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Роль и значение рекламы в продвижении гостиничных услуг
Количество страниц:
21
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Реклама и PR
курсовая работа
Особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Специальная психология
курсовая работа
Готовность к обучению в школе детей с нарушениями интеллектуального развития
Количество страниц:
30
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image