Введение…………………………………………………………………….3
1. Обзор литературных источников……………………………………….5
2. Организация и методика исследования……………………………….18
3. Результаты исследований……………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………….32
Читать дальше
Спорт – чаще всего первый опыт преодоления трудностей и победы над собой, это опыт поражений и умения работать с ними, это один из немногих видов современной деятельности, где можно еще в период юности стать героем и звездой, о чем мечтает каждый. Как часто приходится сталкиваться с проблемами, порой необъяснимыми в спортивной жизни. Спортсмена могут упрекнуть в том, что он не собрался, недооценил важность соревнования, расслабился или, наоборот, излишне зажался, слишком спокоен или чересчур агрессивен, впадает в депрессию и собирается покинуть спорт после неудач. А сколько внутренних сомнений, размышлений до и во время соревнований; каково атлету, когда он остается наедине со своей травмой; как воспринимают спорт дети, пришедшие в спортивную секцию; как тренеру вести себя с победившей и проигравшей командой, да и вообще узнать, что творится внутри коллектива – можно долго перечислять огромную массу проблем, возникающих в спортивной практике.
Спортивное воспитание предполагает решать ряд образовательных задач. Тренировочный процесс связан с творческой, поисковой деятельностью. Для достижения высокого спортивного результата спортсмен обязан многому учиться, многое познавать (в том числе и себя), начиная с понимания человека как социобиологического индивидуума до правил и принципов построения тренировочного процесса.
По результатам проведенного исследования нами были разработаны следующие адресные рекомендации по актуализации воспитательного потенциала спортивной среды:
Обратить внимание на необходимость финансовой поддержки активных образовательных организаций, тренеров и спортсменов через проведение конкурсов грантов на разработку инновационных технологий воспитания и тренировки спортивного резерва, наставничество, коммуникационный маркетинг и волонтерство в детско-юношеском спорте.
Обратить внимание на необходимость повышения заработной платы и обеспечение социальных льгот управленческому персоналу и тренерам, работающим в детско-юношеском спорте.
Поддержать идею социального партнерства для привлечения финансовых средств от спонсоров на развитие материально-технической базы детских спортивных школ.
Инициировать создание в образовательных организациях музея спортивной славы, в том числе в онлайн-формате.
Воспитательный потенциал спортивной среды – это интегративное понятие, определяющееся спортивными ценностями и комплексом наличных в данной среде условий и возможностей для целостного физического и духовного развития ребенка средствами спортивной деятельности.
Нами были выявлены критические точки, опорные позиции и точки роста. Критическими точками являются: условно удовлетворительное состояние материально-технической базы отдельных образовательных организаций; отсутствие психологического и медицинского сопровождения спортивной деятельности в образовательных организациях; недостаточная удовлетворенность заработной платой тренеров; узкий ассортимент физкультурно-спортивных услуг для реализации родителями возможностей выбора параллельных с детьми занятий; отсутствие системной работы по патриотическому и антидопинговому воспитанию спортсменов-подростков.
Опорными позициями для актуализации воспитательного потенциала спортивной среды могут стать: высокая мотивация занятий спортсменов-подростков; высокая удовлетворенность тренеров выбором своей профессии и взаимоотношениями с воспитанниками; желание тренеров обучаться и самообразовываться; стремление родителей участвовать в жизни спортивных школ; наличие спортивных традиций, ценностей и эталонов.
Точками роста для актуализации воспитательного потенциала спортивной среды могут стать: коллективное использование имеющейся в регионе материально-технической базы; повышение пропускной способности спортивных сооружений через уплотнение графика их работы; коммуникационный маркетинг и социальное партнерство для привлечения финансовых средств отспонсоров; повышение заработной платы и обеспечение социальных льгот для детских тренеров; организация системы профессиональной подготовки и переподготовки тренеров в формате офлайн и онлайн-формате; организация психологического сопровождения и психологического консультирования в образовательных организациях, а также психологического всеобуча для тренеров, детей и родителей; организация медицинского сопровождения в образовательных организациях; совершенствование целенаправленной работы по патриотическому и антидопинговому воспитанию молодежи с опорой на спортивные и семейные ценности и идеалы; расширение ассортимента спортивных услуг за счет организации оздоровительных занятий для родителей в дворово-парковой зоне; применение механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан (школьники из многодетных семей, инвалиды, пенсионеры и др.)
Читать дальше
1. Богданов С.А. Психолого-педагогическое воспитание спортсмена. // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 16. С. 721-725.
2. Будагьянц Г.Н. Факторы воспитания морально-волевых качеств личности юных спортсменов. // Гуманитарно-педагогическое образование. 2019. Т. 5. № 2. С. 75-79.
3. Ильин Е.П. Психология страха». / Ильин Е.П. – СПб.: Питер», 2017. – 261 с.
4. Исломов Э.Ю., Хамроев Б.Х., Сафаров Д.З.У. Управление воспитанием во время занятий физическими упражнениями и на тренировке. // Вопросы науки и образования. 2020. № 20 (104). С. 16-19.
5. Качашкин В.М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2019. - 304 c.
6. Кузьменко Г.А. Методические рекомендации к разработке интегрированных образовательных программ, актуализирующих познавательную активность, интеллектуальные способности и личностные качества обучающихся спортсменов / Г.А. Кузьменко. - М.: Прометей, 2020. - 896 c.
7. Листова О. Спортивные игры на уроках физкультуры / О. Листова. - М.: СпортАкадемПресс, 2018. - 851 c.
8. Липаев В.Ф. Проблематика воспитания высококвалифицированных спортсменов. // Вопросы педагогики. 2021. № 6-1. С. 227-230.
9. Мурюкина Е.В. Основы работы тренера по воспитанию личности спортсмена. // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2019. № 3. С. 220-229.
10. Сорокина К.А., Копков Р.Н. Выявление утомляемости спортсменов-черлидеров с овз в предсоревновательный период на процесс воспитания команды. // Вопросы педагогики. 2020. № 5-2. С. 366-369.
Читать дальше