Антропология - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах (Воронцова ЛП, Белик АА).
Направления:
- Физическая
- Философская
- Религиозная
- Социальная и культурная (политическая как одно из направлений)
- Визуальная.
Антропология - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах (Воронцова ЛП, Белик АА).
Этнология - наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей.
Этнография - наука, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.
Политическая антропология — изучение институтов управления и соответствующей практики у этнических сообществ, в особенности в примитивных обществах и в обществах с племенным строем.
Исследует связь политического поведения с более широкой групповой культурой и исследует то, какими путями происходит развитие политических институтов и практики.
Политическая антропология – субдисциплина социальной и культурной антропологии.
Основа политической антропологии – сравнительное, основанное на полевых исследованиях, изучение политики в широких исторических, социальных и культурных рамках.
«Политика или политическое не должна трактоваться в рамках антропологии как отдельное поле для изучения, как взаимосвязь между властными отношениями, культурными процессами и историческими траекториями развития» (К. Крон-Хансен).
Механизмы и институты власти и социального контроля преимущественно в доиндустриальных и посттрадиционных обществах (Крадин Н.Н.).
Ж. Баландье: сравнительное изучение политической организации первобытных и архаических обществ.
Л.Е. Куббель: отношения власти и управления обществом преимущественно в доиндустриальные эпохи.
Контекстуальная специфика политических процессов и механизмы с помощью которых субъекты по разному интегрируются в большие социальные, экономические и политические общности.
Символические формы и практики государственной бюрократии, формы политического активизма и формы терроризма и политических пыток, политические эффекты, ассоциируемые с ежедневным конструированием отдельных форм коллективной памяти.
Политическая антропология как специализированная дисциплина возникла на рубеже XIX–XX вв., (работы Макса Глюкмана, Генри Мейне, Льюиса Моргана, Джеймса Фрезера, Эдварда Эванса-Причарда). Объект исследования – политические институты примитивных или архаических обществ в разных регионах мира большое количество примитивных политических форм.
Начало современного периода политической антропологии – «Африканские политические системы» (1940 г.) (под ред. Э. Эванса-Причарда и М. Фортеса): политическая организация общества – структуры или отношения, которые поддерживают «социальный порядок на какой-либо территории путем организованного использования принудительной власти в виде физической силы».
1950-1960-е гг., расцвет политической антропологии: переход от структурализма и функционализма на теории действия и интеракционизм. Объект исследования – политическое поведение, определяемое как:
- Поиск власти или влияния (как результат политического поведения)
- Поиск универсального аспекта обществ.
Работа «Общество против государства» (1974 г.) (Пьер Кластр): критика традиционной политической антропологии за универсализацию «западного» определения политической власти или политики. Для Кластра политика по-западному – это выражение политической власти через принуждение или насилие: «родовые отношения – гораздо более близкие (интимные), чем представляется очевидным для Ницше, Вебера (у которого государственная власть представлена как монополия на легитимное использование насилия) и современной антропологии
1970-е гг.: уход политической антропологии со сцены.
C 2000-х гг. возрождение.
К. Крон-Хансен: основной вопрос политической антропологии – «каким образом определить политику в конкретных исторических условиях: термин «политическое» появился в Западной Европе после Реформации вместе с современными концептами государства и демократии.
Крон-Хансен замечает, что сегодня главная задача политической антропологии заключается в исследовании политического дискурса в разных регионах мира (не только на западе): анализе восприятия политическими акторами разных стран мира политического и политики как таковой.
Аристотель: человек - существо естественно политическое: максимально расширил границы политического, так как политическое в Древней Греции – это государственное все индивиды – граждане государства
Спор максималистов и минималистов в 20 веке (C. Надель, Е. Лич, Ж. Баландье).
Максималисты отождествляют общество с политическим единством: C. Надель: «Когда рассматривают общество, находят политическое единство, и когда говорят о первом, рассматривают фактически последнее»; так что политическими институтами являются те, которые обеспечивают управление и удержание «очень большого объема групп в едином теле, то есть в обществе»
Минималисты: некоторые примитивные общества лишены политической организации. Малиновский Б.: политические группы у примитивных австралийских племен отсутствуют, Маклеод: у юроков Калифорнии наблюдается такая же ситуация.
Для минималистов человек политический начинается там, где заканчивается примитивное общество: «Некоторые антропологи считали бы доказанным, что сфера политического начинается там, где заканчивается сфера родства» (Л. Мэр).
Динамический подход: примитивные общества не являются застывшими, им свойственна динамика традиционных структур и общественных отношений. М. Глюкман архетипическое противоречие между "обычаем" и "конфликтом", "порядком" и "восстанием", присутствующее во всех примитивных племенах даже при слабой социальной дифференциации. Разработанная Глюкманом "теория восстания" позволяет увидеть эволюцию общественных форм в экзотических племенах именно как политическую.
П.А. Цыганков («Международные отношения»): Ф. Брайар и М.Р. Джалили под актором международных отношений понимают любой авторитет, любую организацию, любую группу и даже любого индивида, которые способны играть определенную роль и оказывать влияние в сфере международных отношений.
Ю.В. Ирхин: «субъектом можно считать активно действующего и познающего, обладающего сознанием и волей индивида или социальную группу».
М.Ю. Зеленков: «субъектом политики является тот, кто ведет активную политическую жизнь и, исходя из своих интересов, участвует в политическом процессе».