Возникла необходимость купить докторскую диссертацию в Омске ? Work5 найдёт решение.
Своеобразная философия и мировоззренческая позиция, заложенная в этой системе ценностей, во многом обусловили путь исторического развития Японии в эпоху модернизации. Основы кодекса самураев повлияли на формирование милитаристской идеологии государства накануне Второй мировой войны. Многие этические ценности, унаследованные от средневековой эпохи, и сегодня продолжают оставаться характерными чертами культурного облика Японии. Мировое представление об уникальной дальневосточной стране неразрывно связано с этической системой самураев, получившей окончательное закрепление в эпоху позднего средневековья. Ключевая позиция, которую занимает этика воинов в японской культурной системе ценностей, делает проблему изучения морального кодекса самураев в высшей степени актуальной для исторических исследований, которые ставят своей целью понять механизм событий прошлого и их влияние на ход истории в будущем. В настоящее время Япония является одной из ведущих держав на международной арене. На её территории причудливым образом сочетаются вековые традиции прошлого и современные технологии. Высокий уровень развития производства – результат огромной трудоспособности японцев, их дисциплинированности, ответственности. Деловая этика японских сотрудников пропитана духом той гармонии, силы убеждения, базовых ценностей, которые являются наследием многолетней традиции самурайского общества. Без понимания сути этого морального кодекса, его философско-этической основы невозможно понять менталитет представителей японской культуры. Актуальность исследования правил поведения самураев в средние века продиктована его важностью для установления межкультурного диалога в современном мире. Историография. Расширению знаний о Японии в зарубежных странах долгое время препятствовала политика изоляции, которой придерживалась система сёгуната, просуществовавшая вплоть до 1867 года. В связи с этим активное развитие японоведения в мировой науке началось только во второй половине XIX века. Наиболее значительные труды российских востоковедов о Японии относятся к рубежу XIX-XX вв. Среди видных востоковедов этой эпохи можно назвать В.М. Мендрина и О.О. Розенберга. Василий Мелентьевич Мендрин (1866-1920 гг.) является автором следующих работ: • перевод «Истории японской литературы» В.Г. Астона, 1904г.; • сборники японской поэзии «Вот, мой сын!..», «Ну! Теперь наступило время…», 1905г.; • перевод «Сказания древней Японии» Садзанами Сандзин, 1908г., • «История сёгуната в Японии», 1910-1916гг. Одним из его ключевых трудов стал перевод 6 из 22 книг «Истории сиогуната в Японии». В этой работе японист стал последователем ученого-востоковеда архиепископа Николая (Касаткина). Особенностью данной работы является обширный лингвистический и исторический комментарий, дающий ценную информацию об истории самураев. Здесь также впервые в российской исторической науке вводится термин «сиогунат», который сегодня транскрибируется как «сёгунат». В начале прошлого столетия одним из выдающихся японоведов Российской империи выступил Оттон Оттонович Розенберг (1888-1919 гг.). Его исследования касались философских основ китайской и японской культуры, а также области лингвистики. Он стал первым в Петербургском университете доктором японского языка и литературы. Получив основное образование в России, он стажировался во многих Европейских высших учебных заведениях и в своих научных трудах продолжал исследования ряда европейских ученых в сфере буддологии. Его авторству принадлежат: • «Введение в изучение буддизма по китайским и японским источникам», 1916г.; • «Пособие по изучению японского идеографического языка», 1917г.; • «О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке», 1991г.; • «Путь созерцания», 2004г. Диссертационная работа Розенберга, опубликованная как книга, «Проблемы Буддийской философии», совершила переворот в мировой буддологии. Он выступил с резкой критикой филологизма, применяемого в качестве инструмента исследования в этой науке. Розенберг утверждал, что лингвистическая точность перевода не тождественна правильному пониманию их содержания. Его выводы оказали большое влияние на дальнейшее развитие науки о буддистских школах Востока, в т.ч. Японии. Советская историография в период до 1960-х гг. прошлого столетия развивалась под сильным влиянием коммунистической идеологии, а также в контексте противостояния Советского Союза и Японии на международной арене. Тем не менее, интерес советских ученых к культуре и историческому процессу на Японских островах не ослабевал, и в течение XX столетия многие исследователи СССР обращались к вопросу социального-культурного феномена самурайства. Николай Иосифович Конрад (1891-1970 гг.) внес огромный вклад в развитие советского японоведения. Помимо ряда работ по лингвистике, японской литературе, он написал труды, посвященные культуре, истории, философии средневековой Японии: • «Япония. Народ и государство. Исторический очерк», 1923г.; • «Театр Кабуки, его история и теория», 1928г.; • «Избранные труды: История», 1977г.; • «Очерк истории культуры средневековой Японии. VII-XVI вв.», 1980г. В сфере внимания Н.И. Конрада находилась не только классическая и современная литература Японии, но и политическая и социально-экономическая история японского средневековья. Часть его исследований разрабатывают проблемы классической японской философии. Евгений Михайлович Жуков (1907-1980 гг.), советский историк, главный редактор советской истороической энциклопедии, являлся одним из видных представителей советской школы японоведов. Его основными научными трудами стали: • «История Японии», 1939 г.; • «Японский милитаризм», 1977г.; • «Очерки методологии истории» 1980г. Е.М. Жуков разработал ряд вопросов, касающихся характеристики общего развития истории Японии, а также активно исследовал проблему японского милитаризма, уходящего корнями в средневековые традиции самураев. В 60-80 гг. XX века увидели свет работы Лидии Диомидовны Гришелевой (1926-1993 гг.). В 60-70-е гг. были изданы: • «Театр современной Японии» • «Борьба идей на японской театральной сцене». В 80-е гг. вышли книги: • «Культура послевоенной Японии», • «Формирование японской национальной культуры», • «Японская культура нового времени». Особенностью исследований Гришелевой стало внимание к проблеме синтеза старых традиционных форм культуры Японии и новых общественных реалий японского общества. Многие советские ученые-японисты и в настоящее время продолжают пополнять своими исследованиями российскую науку. Галина Брониславовна Навлицкая (род. 1928г.) является автором и соавтором нескольких работ по истории Японии: • «История Японии», 1988г.; • «Япония в XVII-XIX вв.», 1989г.; • «История Японии: учебное пособие. Т.1. С древнейших времен до 1868г.»; • «Синто – путь японских богов. Т.1. Очерки по истории синто. (Разделы «Ранний ритуал», «Ками и космогония»)», 2002г. В центре внимания ученого-японоведа – закономерности исторического процесса на территории островного государства, формирование сословной структуры, особенности культуры самураев, её религиозно-философский базис. В современной российской исторической науке, как и в трудах зарубежных историков, акцент исследования с политико-идеологических вопросов сместился в сторону философско-этических, культурологических процессов, определивших самобытность японского государства на международной арене. Одним из известных российских японистов является Александр Николаевич Мещеряков (род. 1951г.). Ему принадлежит целый ряд работ о литературе, культуре и истории Японии: • «Японские легенды о чудесах. IX—XI вв.», 1984г.; • «Древняя Япония: буддизм и синтоизм. Проблема синкретизма», 1987г.; • «Герои, творцы и хранители японской старины», 1988г.; • «Линия жизни», 1990г.; • «Древняя Япония: культура и текст», 1991г.; • «За нами — только мы», 1995г.; • «Книга японских обыкновений», 1999г.; • «Книга японских символов», 2002г.; • «Японский император и русский царь», 2003г.; • «Японский тэнно и русский царь: формирование модели управления», 2004г.; • «Император Мэйдзи и его Япония», 2006г.; • «Быть японцем. История, поэтика и сценография японского тоталитаризма», 2009г.; • «Стать японцем», 2012г.; • «Стать японцем. Топография тела и его приключения», 2014г. Труды А.Н. Мещерякова внесли важный вклад в понимание религиозных и культурных особенностей развития Япония, которая, как никакая другая страна, смогла сочетать в своих традициях духовные воззрения нескольких религий. Александр Борисович Спеваковский (род. в 1947г.) много лет занимается вопросами истории и этнографии народов, проживающих на территории Японских островов. Теме самураев в Японии он посвятил труды: • «Самураи – военное сословие Японии», 1981г.; • «Религия синто и войны», 1987г. В 2013 г. была выпущена монография ученого «Камикадзе. «Божественный ветер». Его работы продолжили изучение взаимосвязи между кодексом самураев, сложившимся в средневековье и милитаризмом Японии в эпоху модернизации, в годы Второй мировой войны. Историку удалось проследить, как сочетание религиозных верований синто и буддизма много веков назад сформировали морально-психологический облик японского воина. Один из видных российских японистов – Людмила Михайловна Ермакова (род. 1945г.). Она является автором следующих работ: • «Речи богов и песни людей. Ритуально-мифологические истоки японской литературной эстетики», 1995г.; • «Почитание предков в японской культуре», 2002г.; • «К проблеме догматики средневекового синтоизма», 2002г.; • «Вещь» и моно в понятиях и ритуалах», 2003г.; • «Вести о Япан-острове в стародавней России», 2005г.; • «Императорские указы как жанр древнеяпонской культуры»,2007г.; • «Великий князь Московии» и «Проспект вниз по Неве-реке» в японском искусстве периода Эдо», 2007г.; • «Неизвестная повесть об айнах: текст и его предполагаемые связи», 2007г.; • «От голоса к знаку: японское поэтическое слово до и после VIII в.», 2007г.; • «Ветер как миф и как фактор ранней японской культуры», 2012 г. В сферу интересов исследователя входит мифология древней Японии в ритуальном и текстовом воплощении. По мнению Л.М. Ермаковой, мифо-ритуальный комплекс является одной из неотъемлемых составляющих этической и эстетической систем японского общества, окончательно сформировавшихся в эпоху средневековья. Среди трудов наиболее активных ученых-японистов современной российской науки можно отметить работы Любови Борисовны Кареловой (род. 1961г.): • «У истоков японской трудовой этики», 2007г.; • «Учение Исиды Байгана о постижении «сердца» и становление трудовой этики в Японии», 2007г. Л.Б. Карелова также является автором целого ряда статей, опубликованных в научных изданиях: • «Японская философия: подходы к пониманию», 2018г.; • «У истоков японской трудовой этики и корпоративной культуры: трактат Исиды Байгана «Беседы горожанина и селянина», 2016г.; • «Идеи корпоративной социальной ответственности в Японии и национальная духовная традиция», 2014г.; • «Эволюция учения об отплате за благодеяния в японской буддийской мысли и его роль в становлении трудовой этики», 2013г.; • «Принципы долга и социальной ответственности в истории формирования японской трудовой и корпоративной этики», 2012г.; • «Японская философия», 2004г. Карелова в своих научных работах рассматривает глубинные истоки современных моральных норм японского общества. Исследователь философской японской мысли показывает связь между буддистскими традициями и базовыми этическими ценностями, система которых сформировалась в эпоху самураев. В западной историографии интерес к японоведению усилился после окончания Первой мировой войны в связи с обострением отношений между островным государством и странами западного лагеря. Среди специалистов в области исследования Японии на западе целый ряд работ по истории государства принадлежит Джорджу Бэйли Сэнсому (1883 – 1965 гг.): • «Япония: Краткая история культуры», 1931г.; • «Послевоенные отношения с Японией», 1942г.; • «Западный мир и Япония: Обучение во взаимодействии европейской и азиатской культур», 1949г.; • «История Японии до 1334 года», 1958г.; • «История Японии 1334—1615 годы», 1961г.; • «История Японии 1615—1867 годы», 1963г. • «Япония в мировой истории», 1984г. Первая из книг до сих пор считается одним из лучших трудов по истории Японии. Помимо описания искусства, литературы, религии, атмосферы императорского двора, автор также описывает процесс феодальной раздробленности в Японии и излагает этические нормы кодекса самурая. Объектом исследования данной курсовой работы является история сословия самураев в Японии. Предметом изучения служит моральный кодекс самураев в эпоху позднего средневековья. Данное исследование ставит следующие цели: 1. Описать процесс зарождения и становления военно-феодального сословия в средневековой Японии. 2. Охарактеризовать особенности положения самураев в период позднего средневековья. 3. Выявить истоки формирования самурайской этики. 4. Описать основные положения морального кодекса самураев на основе материалов трактата «Букэ сё хатто». Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач: • изучить теоретические исследования по теме; • проанализировать и обобщить полученную информацию; • изучить материалы «Княжеского кодекса»; • сделать общие выводы по теме. Хронологические рамки. Территориальные рамки. В работе рассматриваются исторические процессы, которые происходили в период VII-XVII вв. на территории японского государства, расположенного на островном архипелаге в западной части Тихого океана. Методы исследования. В работе задействованы такие общенаучные методы исследования, как изучение теоретической литературы по теме, анализ полученной информации, её обобщение. В исследовании также применяется метод исторического описания, сравнительно-исторический метод и анализ причинно-следственных связей между историческими явлениями. Источники. Первая группа источников литературы представляет собой материалы учебных пособий по истории Азии, Востока, Японии, истории государства и права зарубежных стран, а также статьи научных изданий, посвященные этой тематике. Названные материалы помогают понять основные закономерности исторических процессов средневековой эпохи на Востоке, в т.ч. в Японии. Они дают возможность проследить истоки формирования военно-феодального сословия, проанализировать особенности его становления и условий развития. Вторую группу источников составляют учебные пособия по философии, культурологии и этике, которые позволяют углубиться в культурно-этический аспект японского общества эпохи самураев, выявить характерные для него черты, отличающие аксиологическую систему средневековой Японии от остальных государств. Третья группа источников, сформированная исследованиями как отечественных, так и зарубежных авторов, позволяет рассмотреть подробно историю эпохи сёгуната, в т.ч. сёгуната Токугава, в эпоху которого окончательно был оформлен и закреплен моральный кодекс японского военного сословия. Источники, образующие четвертую группу материалов исследования, представлены книгами авторов, которые уделили особое внимание отдельным сторонами жизни самураев – быту, религии, культуре, традициям, системе воспитания подрастающего поколения – через призму которых можно проследить моральные нормы, ценностные ориентиры военно-феодального сословия. Пятая группа источников, представленная статьями научных изданий, а также электронных историко-культурологических порталов, содержит формулировку основных положений «Княжеского кодекса», изданного сёгуном Токугава Иэясу в эпоху позднего средневековья как свод этических норм класса самураев.