Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты экологических представлений у младших школьников 5
1.1. Понятие и сущность экологического образования школьников 5
1.2. Особенности формирования экологических представлений у младших школьников 11
Глава 2. Анализ формирования экологических представлений у младших школьников в контексте предмета «Окружающий мир» 20
2.1. Состояние сформированности экологических представлений у младших школьников в контексте предмета «Окружающий мир» 20
2.2. Возможности расширения экологических представлений у младших школьников в контексте предмета «Окружающий мир» 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Приложение 28
Приложение 1 - Пример дидактической игры «С какого дерева лист?» 28
Приложение 2 – Дидактическая игра лишний цветок 29
Приложение 3 - Дидактическая игра «Подбери горшок» 30
Приложение 4 – Дидактическая игра «Кто где живет?» 31
Читать дальше
В ходе написания работы удалось достичь поставленных во введении цели и задач.
Установлено, что образование, отвечающее целям устойчивого развития, заключается в изменении сознания общества и предполагает непрерывное обучение на протяжении всей жизни всех категорий граждан. Это системный подход, который оказывает влияние, как на содержание учебных программ, так и на методы преподавания, формирует знания и навыки экологически осознанного поведения как детей, так и взрослых.
Одной из главных целей образования в интересах устойчивого развития является также включение в образовательный процесс основных компонентов экологического сознания: когнитивного (в виде образов и представлений), аффективного (в виде эмоционально окрашенных отношений) и поведенческого (в виде конкретных действий), которые оказывают влияние на формирование ценностей людей, таких, как эмпатия и критическое мышление. Вместе с компромиссом и ответственностью по отношению к окружающей среде необходимо построить новые ценности и способы взаимодействия как с людьми, так и с природной средой.
Выполнению задач, стоящих перед образованием в целях устойчивого развития способствуют принципы и методы формирования экологического сознания в учебной деятельности. Это и моделирование экологических ситуаций / проблемных ситуаций (деловые и экологические игры), экологические беседы/дискуссии (форма экологического взаимодействия с целью обмена мнениями, информацией), взаимодействие с природной средой (формирование психологической значимости общения с природными объектами), идентификация (отожествление себя с кем-то/чем-то другим), рефлексия (самосознание, эмпатия), эколого-ориентированная деятельность (непосредственное участие в природоохранных мероприятиях).
Читать дальше
1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об охране окружающей среды»
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
3. Алексеев С.В. Цели устойчивого развития: глазами петербуржцев // Экопсихологические исследования — 6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей / Отв. ред. В.И. Панов. — М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Курск: Университетская книга, 2020. - C. 16-21
4. Волкова, П.А. Основы общей экологии: Учебное пособие / П.А. Волкова. - М.: Форум, 2018. - 160 c.
5. Дулатова Г. Е. Современные определения экологической культуры // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 96-99.
6. Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2017. - 160 c.
7. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162.
8. Кудряшева, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Кудряшева. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 136 c.
9. Педагогика. Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2018. - 16 c.
10. Руденко, А.М. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие / А.М. Руденко. - РнД: Феникс, 2016. - 303 c.
11. Сатуева Л. Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 27-30.
12. Чебышев, Н.В. Основы экологии / Н.В. Чебышев, А.В. Филиппова. - М.: Новая волна, 2010. - 336 c.
13. Потешки про животных - [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fallforchildren.ru%2Fkidfun%2Fpoteshki24.php (дата обращения: 20.01.2021)
14. Современные подходы к определению понятия «Экологическая культура» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-ekologicheskaya-kultura(дата обращения: 20.01.2021)
15. Учебный проект как средство формирования экологической культуры у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/uchiebnyi-proiekt-kak-sriedstvo-formirovaniia-ekologhichieskoi-kul-tury-u-mladsh.html(дата обращения: 20.01.2021)
16. Формирование экологической культуры - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-ekologicheskoy-kulturi-mladshih-shkolnikov-na-urokah-okruzhayuschego-mira-3637018.html(дата обращения: 20.01.2021)
Читать дальше