Введение..................................................................................................................3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ЖАНРАМИ ЖИВОПИСИ. 4
1.1 Сущность понятия «живопись», ее жанры 4
1.2 Программные требования по ознакомлению дошкольников с живописными произведениями 7
Глава 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМАНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ЖАНРАМИ ЖИВОПИСИ 11
2.1 Диагностика уровня знаний о жанрах живописи у детей дошкольного возраста 11
2.2 Рекомендации воспитателям по ознакомлению старших дошкольников с живописью как видом изобразительного искусства 14
Заключение ……………….……………………………………………………..18
Список использованной литературы 20
Читать дальше
Первая глава работы содержит теоретический анализ проблемы ознакомления старших дошкольников с живописью как видом изобразительного искусства, выполненный на основе изучения научной и учебно-методической литературы.
Во-первых, раскрыта сущность понятия «живопись», которая определяется как вид изобразительного искусства, отражающего образы действительности на плоскости-основе с использованием холста, картона, бумаги и прочего, посредством применения разнообразных красочных и цветных материалов, к числу которых относят масляные, темперные, акварельные, гуашевые краски. В живописи выделяют мифологический, религиозный, исторический, батальный, бытовой, пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический жанры.
Во-вторых, проанализированы требования ФГОС к ознакомлению детей с живописными произведениями и их конкретизация, содержащаяся в современных комплексных программах для дошкольных образовательных организаций «Радуга» (авторы Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.), «Детство» (авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович и др.), «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). Выявлено, что в каждой из программ имеет место специальный раздел (блок), посвященный особенностям ознакомления дошкольников с живописью на всех возрастных этапах дошкольного детства. Задачи и содержание ознакомления дошкольников с живописью, их усложнение наиболее полно и конкретно представлено в программе «От рождения до школы».
Вторая глава отражает содержание опытно-практической работы по ознакомлению старших дошкольников с живописью как видом изобразительного искусства. Базой для проведения исследования была выбрана МБОУ СОШ 23 г. Южно-Сахалинска. В исследовании принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста. Результат исследования показал, что высокий уровень у 3 детей (20%). Средний уровень у 6 детей (40%). Низкий уровень у 6 детей (40%).
Завершается работа рекомендациями воспитателям по ознакомлению старших дошкольников с живописью как видом изобразительного искусства.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.
Читать дальше
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155 [Текст]. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 32 с.
2. Аверьянова, А.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / А.П.Аверьянова. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.
3. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс [Текст] : в 2х кн. / В. И.Андреев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. – Кн. 1. – 568 с.
4. Ветлугина H.A. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему [Текст] / Н.А. Ветлугина // Основы дошкольной педагогики / Под ред. A.B. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Педагогика, 1980. - С. 193-200.
5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева. - М., 1999. - 344 с.
6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст]: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка.— М.: Педагогика,. 1986.— 320 с., ил.
7. Зубарева, Н.М. Особенности эстетического восприятия натюрморта детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.М. Зубарева // Вопросы психологии. - 1965. - №5. - С.10-12.
8. Ивкина Т.В. Педагогические условия ознакомления дошкольников с искусством как средство художественно-эстетического воспитания [Текст] / Т.В. Ивкина // Человеческий капитал. - 2016. - №3 (87). - С. 72-104.
9. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет [Текст]: Программа, планирование, интегрированные занятия / Н.Н. Леонтьева. – Волгоград : Учитель, 2014. – 282 с.
10. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика- синтез, 2014. - 368 с.
11. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, Е.А. Екжанова. - М. : Просвещение, 2014. – 240 с.
12. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2003. - 408с.
13. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства [Текст] / Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2007. – 316 с.
14. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Б.М. Теплов.- Известия АПН РСФСР, 1947, Мг 11. - с. 13.
15. Трофимова Н.В. И учёба, и игра : Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н.В. Трофимова, Т.И.Тарабарина . — Ярославль : Академия развития, 1997. — 240 с.
16. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Е.А. Флерина / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: АПН РСФСР, 1961 - 335 с.
17. Чумичева Р.М. Восприятие живописи и развитие образной речи [Текст] / Р.М. Чумичева // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 11. - С.44-47.
18. Чумичева Р.М. Знакомим с портретной живописью (старший дошкольный возраст) / Р.М. Чумичева // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 10. - С.24-28.
19. Чумичева Р.М. Ознакомление детей с жанровой живописью / Р.М. Чумичева // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 10. - С.21-24.
20. Чумичева Р.М. Формирование личности дошкольника в процессе общения с искусством [Текст] / Р.М. Чумичева // Ребенок в современном мире: Тезисы международной конференции. - СПб., 1993. - Т.1. - С.103.
21. Чумичева Р.М. Формирование познавательного интереса дошкольников в процессе общения с искусством и в искусстве [Текст] / Р.М. Чумичева // Ребенок в современной школе и проблемы формирования службы: Сборник научных трудов. - Тамбов, 1993. - С.14.
22. Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи [Текст] : Кн. для воспитателя детского сада / Р.М. Чумичева. — М. : Просвещение, 1992. — 126 с.
23. Чумичева P.M. Ознакомление с социальной значимостью содержания жанровой живописи детей дошкольного возраста (шестой год жизни) [Текст] / Чумичева, Раиса Михайловна: Дис. . канд. пед. наук. - М., 1985. - 223 с.
Читать дальше