Введение 3
1. Религиозная реформа фараона Эхнатона 4
2. Основные особенности искусства эпохи Амарны 7
3. Мастерская Тутмоса 9
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Читать дальше
Эпоха Амарны — сложное, противоречивое время религиозного переворота. Эхнатон — царь-еретик и, по сути, богоборец, выбивающийся из всех стандартов и канонов своего времени, был той фигурой, которая соответствовала идеологическим интересам светской науки. С другой, противоположной стороны, многие в нем видели едва ли не мессию новой «религии света», не раздумывая, без какого-либо на то основания, назвали его первым монотеистом в истории человечества и окружили практически ореолом почитания.
Большую роль в рождении этого восхищения Амарной сыграло искусство этой эпохи — яркое, нестандартное, поразительное, подарившее миру несколько шедевров первостепенной значимости и целое художественное пространство тем, кто пытался разглядеть эти памятники более внимательно, в их историко-религиозном контексте.
Стилистика амарнского искусства, опираясь на художественные приемы и традиции, накопленные веками развития искусства Древнего Египта, приобрела ряд существенных новых особенностей. И это было связано, в первую очередь, с постулатами нового религиозного учения фараона-реформатора. Идеи этого учения, как справедливо отмечала не уводили мысль в отвлеченные беспредметные богословские спекуляции, а направляли искания художников и в выборе сюжетов, и в их пластической трактовке на поклонение конкретному, реально существующему объекту – солнцу, на прославление его животворящего значения для всего существующего, на изображение конкретных же широких картин этого реального, окружающего мира с его полями, Нилом, растениями, животными, птицами, рыбами.
Вырастая на уже подготовленной предшествующим развитием почве, эти идеи развивались значительно глубже, и мы находим новое, более живое и конкретное выражение в их литературе и в искусстве.
Читать дальше
1. Басовская, Н.И. Великие мужчины: Боги. Злодеи. Ученые: Эхнатон, Авиценна, Карл Великий, Томас Мор, Ришелье, Карл Маркс / Наталия Басовская. - Москва: АСТ, Времена, 2019. - 414 с.
2. Жак, К. Нефертити и Эхнатон: солнечная чета / Кристиан Жак; [пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Татьяны Баскаковой] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://massolit.site/book/nefertiti-i-ehnaton/reading (дата обращения: 19.09.2021).
3. Нестеров А. В. Почему у Солнечного диска Атона в учении Эхнатона 19 (девятнадцать) лучей? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nesterov.su/wp-content/uploads/2020/01/%D0%AD%D1%85%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD.pdf (дата обращения: 19.09.2021).
4. Нонтон К. В поиcках гробниц Древнего Египта. Тайны Нефертити, Александра Македонского, Клеопатры: / Крис Нонтон; перевод с английского Евгения Пивоварова. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 303 с.
5. Попов, Е.А. Мировая культура и искусство: От первобытности до Возрождения: учеб. пособие / Е. А. Попов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 156 с.
6. Ривз Н. Эхнатон. Лжепророк Египта. / Переводчик: А. Варфоломеев. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bookree.org/reader?file=2248802&pg=2 (дата обращения: 19.09.2021).
7. Романов Э.В., Лелецкий А.В., Лабунин К.А. О культуре и искусстве древнего Египта [Электронный ресурс] // Вопросы науки и образования. 2019. №21 (68). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kulture-i-iskusstve-drevnego-egipta (дата обращения: 19.09.2021).
Читать дальше