Введение 3 1. Моторная алалия как предмет научного анализа 6 1.1 Определение моторной алалии 6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с моторной алалией. 10 1.3. Алалия как нарушение речи 13 2. Эмпирическое исследование возможностей логопедической работы по коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией на логопедических занятиях…………………………………………..16 2.1. Организация и методы исследования…………………………………..….16 2.2. Результаты исследования 22 2.3. Возможности логопедической работы по коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией на логопедических занятиях………………………………………………………………………..…28 Заключение 37 Список литературы…...………………………………………………………….40

Логопедическая работа по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
68% уникальность
2021 год
21 просмотров
Ефимцева М.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Моторная алалия как предмет научного анализа 6 1.1 Определение моторной алалии 6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с моторной алалией. 10 1.3. Алалия как нарушение речи 13 2. Эмпирическое исследование возможностей логопедической работы по коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией на логопедических занятиях…………………………………………..16 2.1. Организация и методы исследования…………………………………..….16 2.2. Результаты исследования 22 2.3. Возможности логопедической работы по коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией на логопедических занятиях………………………………………………………………………..…28 Заключение 37 Список литературы…...………………………………………………………….40
Читать дальше
Главная цель речевого воспитания в том, чтобы ребенок освоил нормы и правила родного языка, умел правильно их применять в разных ситуациях, овладел коммуникативными способностями. В речевом воспитании детей, главной задачей становится обучение дошкольников связной речи, так как именно в дошкольный период времени закладываются основы формирования связного высказывания. В связи с тем, что в последнее время, количество детей с нарушениями речи растет, центральной задачей является достижение достаточного уровня развития связной диалогической и монологической речи дошкольников. Важно научить детей высказывать свои суждения связно, отвечать на вопросы развернуто, полно, грамматически правильно выстраивать предложения. Ребенок должен уметь рассказывать о событии, описывать предметы, явления. Такой рассказ должен состоять из предложений, связанных между собой логически и последовательно.


Ваша кандидатская диссертация на заказ в Кемерово будет исполнена качественно на Work5.


Все это необходимо как для дальнейшего обучения в школе, так и для всестороннего развития личности детей. Неблагоприятные экологические условия, проблемы в воспитании и социальном окружении, генетические заболевания приводят к речевым расстройствам. Нарушения в речи детей бывают разными. Иногда у детей нарушена только произносительная сторона речи. Но бывают случаи, когда речевые нарушения включают в себя нарушения всех компонентов языка. Такие нарушения называют общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи может быть обусловлено моторной алалией, которая относится к тяжелым речевым расстройствам. В системе коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями формирование связной речи приобретает особо актуальное значение. У детей с моторной алалией нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Данная патология не позволяет детям в достаточный степени овладевать языком, оставляя некоторых почти не говорящими даже ко времени поступления в школу. Изучению связной речи с общим недоразвитием речи посвятили свои работы Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.К. Воробьева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко и другие. Проблеме не сформированности связной речи всегда уделялось особое внимание. Связная речь у детей с моторной алалией мало изучена и недостаточно описана, а методические рекомендации по коррекции данного нарушения являются противоречивыми и неполными. Таким образом, на основе вышесказанного, можно отметить актуальность данной проблемы. Цель исследования: исследовать возможности логопедической работы по коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией. Объект исследования: связная речь у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией. Предмет исследования: возможности логопедической работы по коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией на логопедических занятиях. Задачи исследования: 1. Проанализировать специфику моторной алалии у детей. 2. Выявить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией. 3. Изучить формы и методы работы по коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией на логопедических занятиях. 4. Исследовать возможности логопедической работы по коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией на логопедических занятиях. В соответствии с целью и задачами работы, в ходе исследования, нами применялись теоретические методы (анализ психолого-педагогической и специальной литературы); эмпирические (изучение психолого-педагогической документации, констатирующий, формирующий эксперимент); количественная и качественная обработка полученных результатов. База исследования: исследование проходило на базе МБДОУ ДС № 26 города Кемерово. Данная работа состоит из двух глав, введения, выводов, списка использованных источников, заключения и приложения.

Читать дальше
Подводя итоги можно, сказать, что у детей с моторной алалией, проблемы усвоения состава слова связываются с нарушением процессов в коре головного мозга, которые должны отвечать за звуковые и слоговые программы. Для детей, страдающих от описываемой патологии, наиболее актуальным будет комплексное воздействие, сочетающее методы и приёмы логопедической работы, направленные на формирование фонематического и фонетического восприятия, развитие артикуляционной моторики и слого-ритмической основы слова, а также непосредственно работы по преодолению нарушений в слоговой структуре слова. Рассмотрение проблемы, связанной с формированием слоговой структуры дошкольников, имеющих нормальный речевой онтогенез, свидетельствует об усвоении уже к 3 годам состава слов из трех-четырех слогов (согласно результатам таких исследователей, как А.К. Маркова, Г.И. Лямина, И.С. Кривовяз). У нормально развивающегося ребёнка-дошкольника усвоение темпо-ритмической основы слова, что является базой для овладения слоговой структурой, происходит раньше освоения его звукового состава. При нормально протекающем в онтогенезе речевом развитии, нарушения слоговой структуры встречаются у детей на начальном этапе становления речевой функции, но к 3-м годам практически исчезают или сглаживаются. Отдельные нарушения проявляются в этом случае только при освоении новой лексики, что является нормальным в процессе овладения ребёнком произносительными умениями. Однако если ребенок страдает такой патологией, как моторная алалия, процесс овладения правильным произношением (и как частью его, слоговым составом слова) может затянуться до школьного возраста, в дальнейшем вылившись в нарушение письменной речи. Рассматривая варианты сформированности структуры слов у дошкольников с алалией, мы определили, что для них характерно неумение воспроизведения слов целиком: появляются различные ошибки на уровне звуков и слогов: пропуски, добавления, перестановка, смешение и т. Д. Грубые нарушения в становлении функции слогового состава слова, наличие его выраженных нарушений в среднем и старшем дошкольном возрасте могут говорить о недоразвитии речи коркового генеза. Если у ребенка отмечается нарушение проводниковых путей, то в произношении слов в его речи появятся характерные звукобуквенные ошибки. Верность данного диагностического критерия в целях разделения детей, имеющих разнящиеся механизмы нарушения речи, но один и тот же структурный диагноз (общее недоразвитие речи 3-го ур.), опирается на традиционное клиническое определение детской моторной алалии. Учитывая сказанное, отметим, что цель специалиста при работе с ребенком, страдающим от моторной алалии — формирование речевого механизма, способного помочь усвоению ключевых закономерностей слоговой структуры. В системе коррекционного воздействия нами было определено место и содержание логопедической работы по коррекции такого часто встречающегося у моторных алаликов нарушения, как невозможность воспроизведения стечений согласных звуков. Для преодоления этого нарушения мы предложили нетрадиционную методику, основанную на типологии усвоения слоговой структуры по возрастающей степени сложности и на учёте произносительных возможностей детей (способности к переключению с одной артикулемы на другую), страдающих нарушениями речи коркового генеза Эффективность экспериментального обучения подтвердилась данными контрольного эксперимента. Обучающиеся дошкольники стали активнее использовать вербальные средства общения; у них улучшились показатели развития мелкой и артикуляционной моторики; стали допускать меньше ошибок при проговаривании слов (при воспроизведении слов различной слоговой структуры, так и в звуконаполняемости). Работа по развитию навыков звукового анализа и синтеза и развитию фонематического восприятия стала основой для формирования самоконтроля за своей речью, проявления которого у данной категории детей запаздывают либо не развиваются вовсе. Контрольный срез результатов экспериментального обучения показал, что эффективность показателей по исследуемым параметрам возросла в 2, 3 раза (у детей экспериментальной подгруппы). Итак, результат доказывает, что система коррекционного обучения, которая была предложена данным исследованием, является эффективной. Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены. При решении первой задачи была проанализирована специфика моторной алалии у детей. Специальное изучение литературы по проблеме исследования показало, что, несмотря на содержательность данных по становлению слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом и у детей с моторной алалией в источниках, эти сведения помогут лишь частично раскрыть характер и особенности формирования слоговой структуры слова у детей с алалией (старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня). При решении второй задачи, была проведена диагностика, на выявление особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией. Результаты констатирующего этапа исследования показали не утешительные результаты. Средний уровень развития слоговой структуры 156. Ошибки, упрощающие слоги (100%), их пропуск (88%) и уподобление (92%). Прочие ошибки - перестановки слогов и звуков - 52%, искажения слогов и звуков - 32%, замены слогов и звуков - 60%, добавления слогообразующей гласной - 20%. Данные результаты, послужили основой для создание логопедической работы. Результаты третьей задачи исследования определили возможности логопедической работы по коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией на логопедических занятиях. Была реализована и апробирована программа по развитию слоговой структуры у детей с моторной алалией. Результаты формирующего эксперимента показали положительные результаты. Средний уровень слоговой структуры со 156 повысился до 236. Таким образом, можно сказать, что проведенная работа способствует эффективному развитию слоговой структуры.
Читать дальше
1. Артемова Е.Э. Изучение коммуникативных навыков у детей с алалией // II Международная научно-практическая конференция: сб. статей. - М., 2012, с.73-76. 2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебник / Е.Ф. Арихипова 5-е изд., перераб. и доп. - М. АСТ «Астрель», 2007, с.224 3. Бабина Г.В. Слоговая структура слова. Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: методическое пособие: учебник / Г.В. Бабина 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013, с.64 4. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением [Электронный ресурс] Альманах Института коррекционной педагогики. 2014, №20. - Режим доступа: rеbеnkа – rаnnеgо / (дата обращения: 20.08.2021). 5. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с тяжелыми формами недоразвития речи: автореф. дис. канд. мед. наук. - М., 2015, с.16 6. Волкова Г.А. Логопедия. учебник / Г.А. Волкова 5-е изд., перераб. и доп - М., Просвещение, 2008, с.66-308. 7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учебник / Г.А. Волкова 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2002, с.272 8. Воробьева В.К. О некоторых особенностях построения фразы в устной речи детей-алаликов. Очерки по патологии речи и голоса // под ред.С. С. Ляпидевского. - М. Просвещение, 2001, с.66-67. 9. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии: учебник / Л.С.. Выгодский 5-е изд., перераб. и доп - М., Педагогика, 2002, с.504. 10. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий и понятий: учебник / П.Я. Галеперин 5-е изд., перераб. и доп - М., 2005, с.51 11. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 2015,-с.117 12. Горчакова А.М. Особенности логопедической работы на начальном этапе преодоления экспрессивной алалии. Международный научно- исследовательский журнал, 2013, № 6-3. - с.18-20 13. Горчакова А.М. Специфика нарушений актуализации слов у детей с экспрессивной алалией// Сборник научных трудов Swоrld. 2011, № 19. - с.62-67 14. Давидович Л.Р. Ребенок плохо говорит: учебник / Л.Р. Давидович 5-е изд., перераб. и доп М., 2001, с.112 15. Егорова А.В. О механизме нарушения актуализации словаря у детей с интеллектуальной недостаточностью. - М., 2010, с.77-84 16. Ермакова М.А. Развитие интонации у детей старшего дошкольного возраста с экспрессивной алалией: учебник / М.А. Ермакова 5-е изд., перераб. и доп - М., 2013, с.24 17. Есечко Л.Б. Овладение слоговым составом слова учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. - М., АПН РСФСР, 2015, с.142 18. Матюх И.В. Инновационные технологии в коррекционно- педагогической работе с дошкольниками, страдающими системным речевым недоразвитием (в условиях групп кратковременного пребывания). Педагогические науки. - М., 2013,№6, с.117-127 19. Матюх И.В. Логопедическая характеристика детей с тяжелым речевым недоразвитием в работах отечественных исследователей. - М., 2012, с.87 – 92 20. Мелехова Л.В. Алалия // Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1960, № 1, с.24-51
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Конкурентоспособность гостиничного продукта на примере сети гостиниц Redisson
Количество страниц:
30
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Анализ формирования и продвижения туристского продукта Армении
Количество страниц:
30
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Анализ формирования и продвижения туристского продукта Армении
Количество страниц:
25
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image