Введение 3
1. Творческий и жизненный путь Хосе Ортега-и-Гассета 4
2. Основные труды Хосе Ортеги-и-Гассета 8
Заключение 14
Список литературы 16
Читать дальше
В результате проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы:
Ортега-и-Гасет Хосе — испанский философ, занимал переходную позицию между философией жизни ницшеанского толка и современным экзистенциализмом. Ортега-и-Гассет принадлежит к числу крупнейших европейских мыслителей XX в., в творчестве которого философско-историческая проблематика была одной из ведущих тем. Большинство его философских идей можно рассматривать в рамках таких направлений, как философия жизни, феноменология и экзистенциализм.
В центре внимания Ортега-и-Гасета стояли социальные проблемы. В своих работах «Дегуманизация искусства» и «Восстание масс» Ортега-и-Гасет впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов. Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала — толпы.
Основным произведением Х. Ортеги-и-Гассета считается «Восстание масс». В современной общественной жизни Европы есть один важный факт — вся власть в обществе перешла к массам. Т. к. массы не должны и не могут управлять даже собственной судьбой — Европа переживает кризис. Имя этого кризиса — восстание масс. Именно об этом и идет речь в одноименном произведении Ортега-и-Гассета. Автор говорит о том, что теперь человеку труднее найти себе место в мире, т. к. в нем все «скучено».
Ортега-и-Гасет критикует данную духовную ситуацию «справа». Он считает ее неизбежным результатом развязывания демократической активности масс и видит выход в создании новой, аристократической элиты — людей, способных на произвольный «выбор», руководствующихся только непосредственным «жизненным порывом» (категория, близкая ницшеанской «воле к власти»). Рационализм Ортега-и-Гасет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества». Он призывает вернуться к донаучным формам ориентации в мире, к древней, еще не расчлененной «любви к мудрости».
Работы Ортега-и-Гассета "Дегуманизация искусства" и "Восстание масс" примечательны тем, что впервые выявили особенности "массового общества": упадок демократии, бюрократия в институтах общества, овеществление отношений людей. Социальные связи обращают человека в долю безличной толпы.
Духовные условия в обществе все больше подвержены "жизненным порывам". Философская антропология, философия техники и эстетика, философия истории и социология – таковы области философии, в которых Ортега-и-Гассет оставил заметный след.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, решены, цель достигнута.
Читать дальше
1. Аксенова, А. История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения / А. Аксенова. - М.: Эксмо, 2017. - 220 c.
2. Гнедич, П.П. Всеобщая история искусств: живопись, скульптура, архитектура / П.П. Гнедич. - М.: Эксмо, 2018. - 975 c.
3. Коробова, Г.А. История искусств: Учебное пособие / Г.А. Коробова; Под науч. ред. Г.В. Драч, Т.С. Паниотова. - М.: КноРус, 2019. - 680 c.
4. Соловьев, В. С. Философия искусства. Избранное / В. С. Соловьев. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 192 с.
5. Трофимова, Т.И. История искусств (для бакалавров) / Т.И. Трофимова. - М.: КноРус, 2020. - 680 c.
Читать дальше