ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕСПУБЛИК КАК СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Особенности статуса республик в составе Российской Федерации до принятия Конституции 1993 года 5
1.2 Конституционно-правовой аспект статуса республик в составе Российской Федерации в настоящее время 9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1 Суверенитет республик в составе Российской Федерации 15
2.2 Республики в составе Российской Федерации в системе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 25
Читать дальше
Подводя итог, отметим, что введением в действие Конституции Российской Федерации был сделан огромный шаг в решении вопроса о конституционно-правовом статусе республик в ее составе. Действующие нормы конституционного права не позволяют данным субъектам иметь собственную независимую систему власти, гражданство, возможность выхода из состава Федерации в добровольном порядке, а также иные права, предполагающие наличие государственного суверенитета. Тем не менее, проведенный анализ показал, что республики представляют собой равноправный субъект в государстве. Данное право реализуется через экономическую и государственную самостоятельность, которые были подробно рассмотрены в основной части курсовой работы.
Однако для дальнейшего развития федерализма в Российской Федерации необходима структуризация и согласованность государственной власти на всех уровнях ее реализации. И главная задача для решения данной проблемы – приведение конституций и законов республик РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами. И только после этого представится возможность в создании правовых условий для полной реализации интересов гражданского общества.
Республики, избрав вариант рецепции норм федеральной Конституции или установления общепринятого перечня исключительных компетенций, утвердили достаточно противоречивый и слабо контролируемый механизм, препятствующий конструктивной реализации республиканских предметов ведения и полномочий.
Положительным примером могут послужить нормы об исключительных компетенциях, сформулированные в уставах иных субъектов Федерации, которые установили более подробные и вариативные перечни полномочий. В связи с данным утверждением следует рекомендовать региональным законодателям максимально детально излагать исключительные предметы ведения и полномочия в целях отстаивания интересов субъекта Российской Федерации и граждан, населяющих его.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
2.Федеративный договор от 31.03.1992 "Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации" (вместе с "Протоколом к Федеративному договору") // Федеративный договор: Документы. Комментарий, М., 1994.
3.Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ "Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31. cт. 3996.
4.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021) // Российская газета, N 202, 08.10.2003.
5.Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Российская газета, N 206, 19.10.1999.
Научная и учебная литература
6.Тихомиров, Ю. А. Государство. Преемственность и новизна : научное издание / Ю. А. Тихомиров ; Ю. А. Тихомиров ; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – Москва : Юриспруденция, 2011. – 77 с.
7.Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 531 с.
8. Гаранжа, А.П. Российский федерализм: зарождение, становление, развитие: дис. … канд. юрид. Наук : специальность 12.00.02 «Констит. право; мун. право» / А.П. Гаранжа : Омск, 2009. —253 с.
9.Байрамова, Н. Ю. Конституционно-правовой статус республик как субъектов федеративных отношений Российской Федерации/ Н.Ю. Байрамова // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. №6. – С. 125-127.
10.Бахрунова, Н. И. Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик, уставов других субъектов Российской Федерации / Н. И. Бахрунова // Современные проблемы правотворчества и правоприменения : материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Иркутск, 11 марта 2016 года. – Иркутск: Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2016. – С. 34-37.
11.Гудиева, Ф. М. Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации / Ф. М. Гудиева // Актуальные проблемы современной Российской правовой системы : сборник тезисов докладов XXIX студенческой научно-теоретической конференции, Ростов-на-Дону, 18–23 апреля 2016 года. – Ростов-на-Дону: Южно-Российский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЮРИУФ РАНХиГС), 2016. – С. 34-39.
12.Железнов, Б. Л. Федеративный договор 1992 года и современный российский федерализм / Б.Л. Железнов // ВЭПС. 2011. №4. – С. 174-177.
13.Зорькин, В.Д. Проблемы конституционно-правового развития России (к 20-летию Конституции российской Федерации) / В.Д. Зорькин // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2014. №1. – С. 3-23.
14.Ившина, И. Н. Предметы исключительного ведения субъектов Федерации: опыт конкретизации статьи 73 Конституции России в конституциях и уставах субъектов / И. Н. Ившина // Российское государствоведение. – 2018. – № 3. – С. 16-28.
15.Лазарев, А.Е. К вопросу о конституционно-правовом статусе республик в составе Российской Федерации. Юридическое значение федеративного договора от 31.03.1992 года / А.Е. Лазарев // Уральский журнал правовых исследований. 2019. №3 (4). – С. 386-397.
16.Малиненко, Э. В. Конституции республик Российской Федерации - основные источники права субъектов Российской Федерации (историко-правовой аспект) / Э. В. Малиненко // Юристъ-Правоведъ. – 2015. – № 4(71). – С. 5-8. – С.7.
17.Нуриахметов, Э. З. К вопросу о суверенитете республик в составе Российской Федерации / Э.З. Нуриахметов // Вестник современных исследований. – 2018. – № 12.16(27). – С. 83-85.
18.Файзуллин, Ф. А. Укрепление принципов федерализма и суверенитета - основа развития национальных республик / Ф.А. Файзуллин // Ватандаш. – 2015. – № 7(226). – С. 3-10.
19.Файзуллин, Ф. А. Современный российский федерализм и суверенность национальных республик / Ф.А. Файзуллин // Ватандаш. – 2017. – № 12(255). – С. 3-10.
20.Федотова, О. В. Конституционно-правовые особенности правового статуса высшего должностного лица Республики в составе Российской Федерации / О. В. Федотова // Вестник Московского университета МВД России. 2015. №10. – С. 72-75.
Читать дальше