Введение 3
Глава 1. Теоретические основы планирования и прогнозирования в системе государственного управления 5
1.1. Понятия планирования и прогнозирования в государственном управлении 5
1.2. Особенности, функции и виды планирования и прогнозирования на государственной службе 8
Глава 2. Планирование и прогнозирование в системе государственного управления Российской Федерации (на примере Федерального Закона о стратегическом планировании в РФ) 14
2.1. Анализ российского законодательства в области планирования и прогнозирования (на примере Федерального Закона о стратегическом планировании в РФ) 14
2.2. Проблемы планирования и прогнозирования на государственной службе в России (на примере Федерального Закона о стратегическом планировании в РФ) 20
Заключение 22
Библиографический список 24
Читать дальше
Планирование и прогнозирование являются важными функциями государственного управления. Их значение напрямую связано с высокой долей участия государства в экономике, поэтому от грамотного распределения бюджетных средств зависит благополучие страны в целом.
Государственное прогнозирование представляет собой целенаправленную деятельность государства, органов управления, хозяйствующих субъектов по разработке перспектив развития страны, регионов, отраслей, предприятий различных форм собственности. Прогноз − это комплекс научно обоснованных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров экономической системы.
Планирование − это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. В общем виде планирование можно определить как процесс принятий решений, который предшествует будущему действию. План − документ, который содержит систему показателей и комплекс мероприятий по решению социально-экономических задач.
Прогнозирование является способом представления, предвидения различных объектов или явлений, однако на состояние этих объектов и явлений может влиять целенаправленная деятельность государства. Поэтому, с целью избежать влияния такого целенаправленного планирования, прогнозу подвергаются показатели, на которые государство не может повлиять или его возможности в этой сфере ограничены, например, экологическая обстановка, ситуация в мировой политике и т.д. Надо сказать, Россия сильно зависит от внешнеполитической ситуации, поскольку экономика страны основана на использовании природных ресурсов, значит, сильно подвержена мировой конъюнктуре.
Поскольку НПА в сфере планирования и прогнозирования очень много, было решено для примера взять федеральные НПА в сфере экономического развития. В частности, это №172-ФЗ и дополняющие его документы, ссылки на которые содержатся в нем. На основе анализа этих НПА были выявлены озоновые проблемы планирования и прогнозирования в государственном управлении страны. В частности, к ним можно отнести слабую связь между проблемами, задачи, планируемыми и прогнозными показателями тех или иных объектов. Проблемой является и недостаточная детализация систем показателей на федеральном уровне, что препятствует координации и единообразия субъектов РФ. Несмотря на необходимость повышения самостоятельности регионов и муниципальных образований, системы показателей должны быть едины.
Прогнозные значения, на взгляд автора, не являются достаточно обоснованными. Отсутствуют предпосылки для изменения каких-либо показателей – например, снижения доли доходов от использования природных ресурсов в доходной части бюджета страны. Не ясна их связь с планируемыми показателями в НПА. По логике, количество документов в сфере федерального планирования должно соответствовать количеству прогнозных. В целом, планирование и прогнозирование нуждаются в законодательной проработке и детализации.
Читать дальше
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//СПС «Консультант-Плюс» - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.12.2021)
2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» //СПС «Консультант-Плюс» - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.12.2021)
3. Постановление Правительства РФ от 08.08.2015 № 823 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации»//СПС «Консультант-Плюс» - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.12.2021)
4. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (последняя редакция)//СПС «Консультант-Плюс» - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.12.2020)
5. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года» (разработан Минэкономразвития России) //СПС «Консультант-Плюс» - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.12.2021)
6. Балацкий, Е. В. Инструменты государственного управления: прогнозирование vs проектирование / Е. В. Балацкий, Н. А. Екимова // Управленец. – 2021. – Т. 12. – № 1. – С. 18-31.
7. Городецкий, А. Е. Государственное стратегическое планирование: региональный опыт / А. Е. Городецкий // Экономическое возрождение России. – 2019. – № 2(60). – С. 115-131.
8. Едисеева, Т. О. Инструменты государственного регулирования и стратегического планирования / Т. О. Едисеева // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 8-3(77). – С. 20-23.
9. Запорожан, А. Я. Государственное социальное планирование / А. Я. Запорожан // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). – 2019. – № 5(7). – С. 13-18.
10. Исатаева, К. Б. Программно-целевое планирование и прогнозирование / К. Б. Исатаева // Вестник университета Туран. – 2016. – № 4(72). – С. 107-112.
11. Канкулова, М. И. Инструментарий государственного финансового планирования и прогнозирования / М. И. Канкулова // Экономические науки. – 2016. – № 138. – С. 102-107.
12. Каранда, А. В. Планирование в государственном управлении. Типы и разновидности планирования / А. В. Каранда // Modern Science. – 2021. – № 5-1. – С. 73-77.
13. Пасмурцева, Н. Н. Современные тенденции и проблемы государственного стратегического планирования в РФ в условиях цифровизации экономики / Н. Н. Пасмурцева // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2021. – № 2. – С. 241-254.
14. Соколов, М. Ф. Об основных этапах развития стратегического планирования в Российской Федерации / М. Ф. Соколов // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2019. – № 1-2. – С. 243-245.
15. Сусло, Е. А. Особенности государственного прогнозирования и планирования в России / Е. А. Сусло // Научные Записки ОрелГИЭТ. – 2017. – № 3(21). – С. 133-140.
16. Ташматова, Р. Г. Роль налогового прогнозирования в формировании налоговых доходов бюджета / Р. Г. Ташматова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – № 1. – С. 79-82.
17. Тедеева, З. Б. Методология бюджетного планирования и прогнозирования / З. Б. Тедеева, М. М. Коциева // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – № 6-2. – С. 278-285.
Читать дальше