ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ИГРЫ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ 5
1.1.Понятие игры в психологической литературе 5
1.2.Критерии и классификация игр 9
1.3.Значение игры в психическом развитии личности ребенка дошкольного возраста 11
ГЛАВА II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 19
2.1. Методы диагностики уровня интеллектуального развития старших дошкольников 19
2.2. Экспериментальное изучение уровня развития интеллектуальных способностей старших дошкольников 21
2.3. Практические рекомендации по развитию интеллектуальному развитию старших дошкольников с помощью дидактических игр 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Игровая деятельность и различные способы ее проектирования и модифицирования являются ровесниками человека разумного как биологического вида, так как потребность в игровой деятельности и способность эту деятельность осуществлять на практике является отличительным признаком высшей нервной деятельности. Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевые проявления.
Дидактическая игра одновременно является и игровой деятельностью, и формой обучения. Состоит она из дидактической задачи, игровых действий, правил и результата. Систематически используя в работе с детьми дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей, но и выработать у них нравственно-волевые черты характера, приучать детей к более быстрому темпу умственной деятельности.
Включение в дидактически организованную систему детского сада дидактических игр и упражнений значительно расширяют возможности сенсорного воспитания.
Дидактические игры имеют обучающий эффект и в этом их основная ценность, т.к. способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребенка. Воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности, происходит овладение языком, коррекция психических функций, социальных отношений. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.
Педагогически целостная сбалансированная среда должна обеспечивать каждый вид деятельности, организуемый педагогом, и в целом способствовать достижению развивающего эффекта. Включение в организованную образовательную систему детского сада дидактических игр и упражнений значительно расширяют возможности сенсорного воспитания.
Таким образом, использование в работе дидактических игр, обеспечивающих оптимальные условия формирования перцептивных действий, приводит к существенным сдвигам в точности, полноте и расчлененности перцептивных образов у ребенка. С помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни.
Читать дальше
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2018. – 260 с.
2. Андреева А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей. Журнал практического психолога, 2014 - № 5. - С.101-104.
3. Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников. - М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2019. – 176 с.
4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2017. – 156 с.
5. Венгер Л. А. Методики для детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://psihologn.org/(дата обращения 16.12.2021).
6. Выготский Л.С. Психология развития человека. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 16.12.2021).
7. Выготский Л.С. Развитие игры в детском возрасте. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 16.12.2021).
8. Гущина Е.А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников. - М.: Буки-Веди, 2018. — 89 с.
9. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2017. – 270 с.
10. Дубровина И. В. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2017. - 464 с.
11. Зеньковский В. В. Психология детства [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 16.12.2021).
12. Ильина С.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Курск, 2019. – 37 с.
13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 16.12.2021).
14. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 16.12.2021).
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 16.12.2021).
16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 16.12.2021).
17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. — М., Педагогика, 2017. – 210 с.
18. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 16.12.2021).
19. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 16.12.2021).
20.Эльконин Д.Б. Психология игры. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 16.12.2021).
Читать дальше