Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания 6
1.1Функции и типы семьи………………………………………………6
1.2 Неблагополучные семьи. Характеристика семейного неблагополучия 7
1.3 Психосоциальная теория развития Эрика Эриксона 9
Глава 2. Девиантное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема 12
2.1 Сущность девиации в поведении 12
2.2 Причины девиантного поведения подростков 13
2.3 Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения 15
Глава 3. Профилактика девиантного поведения подростков из неблагополучных семей 17
3.1 Анализ и результаты исследований причин девиантного поведения подростков из неблагополучных семей 17
Заключение 27
Библиографический список 28
Читать дальше
Анализ психологической литературы показывает, что подростки и их родители по-разному воспринимают аналогичные ситуации. В представлениях подростков сплетается в несовместимое, случайное, создаются невероятные конструкции, образы. Основываясь на них, дети своеобразно реагируют, поступают не так, как ожидают родители. Понять причину этого возможно, лишь разобравшись, как видят окружающую действительность подростки.
Иногда дети из-за своеобразного и неполного понимания окружающего мира выбирают такие формы собственного поведения и воздействия на родителей, которые плохо влияют не только на их собственное развитие, но и на взаимоотношения в семье.
Таким образом, рассмотренный нежелательный пример развития личности подростка поясняет основную мысль – ребенок в определенных условиях жизни самостоятельно выбирает средства для удовлетворения своих базовых социально - психологических потребностей.
Сценарии очень стабильны, часто человек несет их за собой на протяжении всей жизни. Педагоги и психологи, имеющие опыт общения с "трудными" подростками, знают, как нелегко поколебать их веру в то, что никому до них нет дела, что взрослые желают им лишь плохого. На основе своего жизненного опыта и обобщения его доступными интеллекту средствами подросток может прийти к различным внутренним позициям. Они в общей форме отражают, как ребенок воспринимает отношение родителей к себе и как он сам относится к себе.
Данное обстоятельство обусловлено тем, что воспитательная стратегия родителей по отношению к асоциальным подросткам носит дистантный, дисгармоничный характер, где царит формализм во взаимоотношениях, отсутствия интереса родителей к проблемам детей, полная или частичная утрата ответственности за будущее детей.
Читать дальше
1. Безвербный, В. А. Социологическое исследование социальноэкономических и психологических факторов девиантного поведения населения г. Москвы / В. А. Безвербный., Н. А. Безвербная // Вестник Универ ситета / пред. ред. сов. В. В. Строев ; гл. ред. В. Я. Афанасьев ; учред. Государственный университет управления. – Москва : Издательский дом ГУУ (Государственный университет управления), 2017. – № 11. – С. 158 – 165. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=498727&page_id= 158&sr=1. – ISSN 1816-4277. – Текст : электронный
2. Воробьева, К. А. Особенности взаимоотношений в семье как фактор формирования девиантного поведения подростков / К. А. Воробьева // Семья и личность: проблемы взаимодействия. – 2019. – № 13. – С. 19 – 26. – ISSN: 2311-2344. – Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38586357. – Текст : электронный.
3. Гатальский, В. Д. Девиантное поведение как социально - культурный феномен и предмет педагогики / В. Д. Гатальский // Научное 10 мнение: педагогические, психологические и философские науки / гл. ред. В. В. Лаптев ; Некоммерческое партнерство ученых, преподавателей и учреждений высшего профессионального образования «СанктПетербургский университетский консорциум». – Санкт-Петербург : Санкт - Петербургский университетский консорциум, 2016. – № 13. – С. 38 – 45. – Режим доступа: по подписке. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=447152&page_id= 38&sr=1. – ISSN 2222-4378. – Текст : электронный.
4. Дементий, Л. И. Социально-психологические и личностные факторы риска девиантного поведения / Л. И. Дементий, В. Е. Купченко, М. В. Криворучко ; под общ. ред. Л. И. Дементий ; Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. – Омск : Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2018. – 206 с. : табл., граф. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=562927. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-7779-2292-2. – Текст : электронный.
5. Дорошенко, О. М. Проблемы и противоречия вопросов возникновения девиантного поведения несовершеннолетних / О. М. Дорошенко, Н. Б. Нижниченко, О. Л. Мироненкова // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. – 2019. – № 2. – С. 17 – 23. – ISSN: 2346-8351 – Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38588338. – Текст : электронный.
6. Зиновьева, Л. В. Структура ролевых диспозиций подростков в пространстве социальной турбулентности : монография. – Новосибирск : НГПУ, 2020. – 129 с. – Библиогр.: с. 108 – 118. – URL: https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/8138/read.php. – ISBN 978-5-00104-555-7. – Текст : электронный.
7. Кожевникова, Т. А. Актуальные вопросы клинической и специальн ой психологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. А. Кожевникова, В. В. Костарев. – Электрон. дан. – Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2018. – Режим доступа : http://elib.kspu.ru/document/32112. – Загл. с титул. экрана. – Электрон. версия печатной публикации.
8. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов ; Фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. – Москва : Юрайт, 2016. – 350 с. – Текст : непосредственный.
9. Alekhina S.V., Klochko E.Y., Avilocheva N.S., Sedykh O.A. Inclusion and Human Resources: Parents’ View and Professionals’ Opinions [Elektronnyi resurs]. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya = Bulletin of Psychological Practice in Education, 2020. Vol. 17, no. 2, pp. 67–78. doi:10.17759/bppe.2020170206. (In Russ., аbstr. in Engl.)
10. Razvaliaeva A.Yu., Polskaya N.A. Validating Appearance-Based Rejection Sensitivity and Fear of Negative Appearance Evaluation Scales in the Russian Sample. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya = Counseling Psychology and Psychotherapy, 2020. Vol. 28, no. 4, pp. 118–143. doi:10.17759/cpp.2020280407. (In Russ., аbstr. in Engl.)
Читать дальше