Введение 3
Глава 1. Творческое наследие А. Балабанова как выражение авторской позиции режиссера 7
1.1. Онтология и поэтика кинокартин Балабанова 7
1.2. Интертекст как важная составляющая творчества 11
А. Балабанова 11
Глава 2. «Брат» и «Брат 2» как важнейшие произведения творческого наследия А. Балабанова 16
2.1. Философский и исторический подтекст кинокартин «Брат» и «Брат 2» 16
2.2. Фильмы «Брат» и «Брат 2» как портрет поколения рубежа столетий 19
Заключение 26
Список литературы 28
Читать дальше
В ходе выполнения данной курсовой работы была достигнута ее цель — а именно были исследованы особенности творчества Алексея Балабанова как ключевой фигуры в российском кинематографе конца 90-х и начала 00-х годов.
Для этого была рассмотрена онтология и поэтика кинокартин Балабанова, были проанализированы интертекстуальные мотивы в фильмах А. Балабанова, был описан философский и исторический подтекст картин «Брат» и «Брат 2», была изучена специфика фильмов «Брат» и «Брат 2», позволяющая назвать их главного героя портретом поколения рубежа столетий.
Алексей Балабанов по праву считается одним из наиболее выдающихся российских режиссёров современности и, вероятно, главным русским кинохудожником конца девяностых – начало двухтысячных годов.
Режиссера можно назвать философом и поэтом, который в своих кинематографических работах воплощал собственное, с одной стороны, критическое и острое, с другой стороны, любовное и в некотором роде трепетное отношение к окружающей действительности в целом и России в частности. Балабанов был певцом так называемого «маленького человека» и одновременно его защитником, который, впрочем, не только защищал своего героя, но и журил, обличал, пытался направить на путь истинный, хоть и понимал, что это невозможно.
Интертекст как важная тенденция культуры ХХ столетия занимает важное место в творческом наследии Алексея Балабанова. Необходимо подчеркнуть, что одной из базовых составляющих онтологии его фильмов является применение мотивов одиночества и безысходности.
В контексте анализа хронотопа в его произведениях стоит отметить, что ключевым местом для героя картин Алексея Балабанова является Петербург. Балабанов — создатель жанрового кино, который умеет работать с жанром как с устойчивой характеристикой формы и содержания произведения искусства искусства.
Дилогия Балабанова «Брат» и «Брат 2» является одной из наиболее значимых в творческом наследии режиссера, в особенности с точки зрения «массового» зрителя. Кинокартины «Брат» и «Брат 2» являются визитной карточкой режиссера, многие зрители ассоциируют Балабанова с этими фильмами. Данные фильмы нашли отклик в сердцах зрителей, поскольку они изображают в художественной призме исторический, экономический и социальный контекст жизни России в 1990-е годы.
Образ главного героя Данилы Багрова играет важную роль для создания психологического напряжения в фильме. Багров — честный, ищущий справедливости человек, который считает, что правда дороже денег. Он не желает становиться частью отчужденного западного индивидуалистического общества.
Главный герой картин Балабанова «Брат» и «Брат 2» представляет собой отчасти идеализированный, отчасти противоречиво-естественный портрет поколения, оказавшегося в расцвете сил и лет в эпоху перемен в стране.
Данилу Багрова называют найденным национальным героем для России, восставшей из пепла после распада Советского Союза в 1991 году.
Важно отметить, что в 2021 году право на фильмы «Брат» и «Брат 2» были приобретены американским стриминговым сервисом Netflix, что подтверждает интерес мирового сообщества к киноработам Алексея Балабанова.
Читать дальше
1. Абдуллаева З. Арт-стрелка: тезисный разбор «Жмурок» // Искусство кино [Электронный источник] Режим доступа: https://kinoart.ru/reviews/art-strelka-tezisnyy-razbor-zhmurok-zary-abdullaevoy (дата обращения: 15.12.2021).
2. Абдуллаева З. Кромешная усталость — нерв нулевых: путешествие по «Я тоже хочу» Алексея Балабанова // Искусство кино [Электронный источник] Режим доступа: https://kinoart.ru/reviews/kromeshnaya-ustalost-nerv-nulevyh-puteshestvie-po-ya-tozhe-hochu-alekseya-balabanova (дата обращения: 15.12.2021).
3. Бахтин М. М. Проблема текста. Опыт философского анализа // Вопросы литературы. – 1976. – № 10. – С. 122–151.
4. Быков Д. Груз-2007 // Огонек. 08.04.2007. С. 4. [Электронный источник] Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2298679 (дата обращения: 15.12.2021).
5. Быков Д. Уродов и людей прибыло. В Москве и Петербурге проходят закрытые показы фильма «Груз 200» // Русская жизнь [Электронный источник] Режим доступа: http://rulife.ru/old/mode/article/41/ (дата обращения: 15.12.2021).
6. Гладильщиков Ю. Самый трагический из русских киногениев: портрет Алексея Балабанова // Искусство кино [Электронный источник] Режим доступа: https://kinoart.ru/opinions/samyy-tragicheskiy-iz-russkih-kinogeniev-portret-alekseya-balabanova (дата обращения: 16.12.2021).
7. Григорьян К. Э. Последний герой российской кинематографии // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. №1. [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/posledniy-geroy-rossiyskoy-kinematografii (дата обращения: 20.12.2021).
8. Дондурей Д. Богатые, знаменитые, инородцы, американцы — враги: «Брат 2» как портрет первого путинского поколения // Искусство кино [Электронный источник] Режим доступа: https://kinoart.ru/reviews/bogatye-znamenitye-inorodtsy-amerikantsy-vragi-brat-2-kak-portret-pervogo-putinskogo-pokoleniya (дата обращения: 16.12.2021).
9. Доценко Е. Г. Беккет по-русски в «Счастливых днях» Алексея Балабанова: подводя итоги // Филологический класс. 2013. №3 (33). [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bekket-po-russki-v-schastlivyh-dnyah-alekseya-balabanova-podvodya-itogi (дата обращения: 16.12.2021).
10. Доценко Е. Г. Интерпретируя С. Беккета: проблемы перевода классики «Абсурда» // Политическая лингвистика. 2012. №1. — С. 1-6.
11. Доценко Е. Г. Петербургское пространство балабановского Беккета // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем. 2014. №1. — С. 182-191.
12. Ерофеев В. В. Мужчины. М.: Подкова, 1997. — 149 с.
13. Журкова Д. А. «Брат 2» Алексея Балабанова: Непрочитанное признание в любви // Наука телевидения. 2018. №14.3. — С. 92-113.
14. Журкова Д. А. Музыкальная драматургия фильма «Морфий» Алексея Балабанова // Художественная культура. 2018. №4 (26). — С. 252-261.
15. Кузнецова Л. В. Образ литературного героя на экране: интертекстуальные проблемы // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2017. №3. [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-literaturnogo-geroya-na-ekrane-intertekstualnye-problemy (дата обращения: 21.12.2021).
16. Курочкина А. В. Проект жанрового кинематографа в творчестве Алексея Балабанова // Артикульт. 2013. №1 (9). — С. 42-51.
17. Лексин В. Н. Цивилизационный кризис: мир и Россия // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2009. №6. — С. 24-43.
18. Мамедов А. К., Кокина П. О. Феномен социального одиночества в городской толпе // Теория и практика общественного развития. 2018. №11 (129). — С. 116-121.
19. Манцов И. Молодой негодяй: «Брат 2» — фильм, который плюет на иерархию и «великое» искусство // Искусство кино [Электронный источник] Режим доступа: https://kinoart.ru/reviews/molodoy-negodyay-brat-2-film-kotoryy-plyuet-na-ierarhiyu-i-velikoe-iskusstvo (дата обращения: 16.12.2021).
20. Путин — наш президент, Данила — наш брат: Сергей Бодров — младший о «Брате», «Последнем герое» и состоянии первобытности // Искусство кино [Электронный источник] Режим доступа: https://kinoart.ru/texts/putin-nash-prezident-danila-nash-brat-sergey-bodrov-mladshiy-o-brate-poslednem-geroe-i-sostoyanii-pervobytnosti (дата обращения: 16.12.2021).
21. Романов П. В. По-братски: мужественность в постсоветском кино // ЖССА. 2001. №2. — С. 119-135.
22. Семченкова А. В. Художественный фильм «Кочегар» как образец авторского стиля режиссера А. Балабанова // Культурная жизнь Юга России. 2012. №1. — С. 105-107.
23. Скрябина Т. Л. «Жестокий талант»: Ф. М. Достоевский и кинодраматургия (А. Балабанов «Груз 200», В. Сорокин «4», Вуди Аллен «Матч-пойнт») // Вестник культурологии. 2011. №4. — С. 23-29.
24. Тимофеев М. Ю. Новый русский герой на рандеву с Америкой (этнокультурная семантика стереотипов маскулинности в фильме А. Балабанова «Брат-2») // Женщина в российском обществе. 2002. №2-3. [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-russkiy-geroy-na-randevu-s-amerikoy-etnokulturnaya-semantika-stereotipov-maskulinnosti-v-filme-a-balabanova-brat-2 (дата обращения: 20.12.2021).
25. Тимченко Н. С., Бетенькова Е. М., Миронова С. В., Тимченко С. А. Экзистенциальная модель человека и «богоубийцы» в текстах Ф. М. Достоевского // МНКО. 2019. №1 (74). — С. 421-423.
26. Трухина А. В. Трансформации концепции героя в современном российском документальном кино // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2017. №26. — С. 74-83.
27. Флоря А. В. Интертекстуальные элементы в поэтике фильма А. Балабанова «Груз 200» // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2019. №6. — С. 1071-1081.
28. Цуканов Е. А. Герой нашего времени как закодированный медийный месседж: от «Брата» к Большому брату // Международный журнал исследований культуры. 2018. №3 (32). — С. 89-99.
29. Lindlof T., Grodin D. Constructing the self in a mediated world / edited by Debra Grodin and Thomas R. Lindlof. Sage Publications Thousand Oaks.1996. — Р. 84-90.
30. Netflix купил права на фильмы «Брат» и «Брат 2» // Медуза [Электронный источник] Режим доступа: https://meduza.io/news/2021/05/29/netflix-kupil-prava-na-filmy-brat-i-brat-2 (дата обращения: 20.12.2021).
Читать дальше